|
Ольга Шишанова
Известное швейцарское джаз-трио Frank Salis H3O успело выступить в таких отдаленных уголках планеты, как Латинская Америка и Новая Зеландия. Сегодня они гости Международного фестиваля джаза и танца Evolution Jazz & Dance Festival, который прошел в Казахстане в рамках Недели французского языка и франкофонии. Накануне мероприятия лидер группы Франк Салис и его музыкальная команда любезно согласились на эксклюзивное интервью для нашего издания
- Франк, каково ваше творческое кредо?
- Здесь надо уточнить, кто на каком инструменте играет. Я, как основной солист, играю на органе, мое кредо - создание музыки. Для этого я очень много занимаюсь, много играю на этом инструменте, и когда в определенный момент ко мне приходит озарение, что вот именно эта нота или партитура мне нравится, я их запоминаю и начинаю развивать еще больше. И как только я создаю какой-то цельный отрывок, тут ко мне уже подключаются и саксофонист, и барабанщик.
- Как вам удается так творчески чувствовать друг друга?
- Мы давно вместе работаем - почти пять лет вместе именно в сегодняшнем составе. Правда, у нас в группе были разные ситуации, состав менялся, но с одним из своих коллег я работаю уже 20 лет, с другим - почти 10 лет. Что касается именно создания композиций, то этим занимаюсь я сам.
- Как Вы пришли к музыке, и почему именно джаз?
- Я не скажу, что родился с музыкой, да и в детстве не сильно ею интересовался. Но в один прекрасный день мои родители взяли меня на концерт джазовой и блюзовой музыки. И именно в тот вечер, когда я попал на этот концерт, а мне было лет восемь, я решил, что именно вот это я и буду делать, буду заниматься именно этим. Мне купили в подарок пианино, и я начал заниматься сам.
Спустя несколько лет, мне тогда исполнилось лет 12, у нас уже образовался этакий джаз-бэнд. Отсюда наша совместная работа по 10, по 20 лет с моими коллегами, которые давно стали моими друзьями. Был у меня еще один музыкант в группе, тоже друг детства - барабанщик, но, к сожалению, он ушел из группы четыре года назад. Что поделать - это жизнь. Также у нас в группе менялись солисты, но те, кто сегодня со мной, они остались верны музыке, которую мы вместе исполняем. Да и я как занимался музыкой, без которой я уже не мыслю своей жизни, так и уделяю сочинению музыкальных композиций все свое свободное время.
- С какой программой вы приехали в Казахстан?
- До Астаны нам довелось выступить в Алматы, где мы провели концерт в рамках Международного фестиваля Evolution Jazz&Dance Festival, а также мастер-класс, потом мы из Алматы добрались в Астану на поезде специально для того, чтобы получше рассмотреть просторы Казахстана. В Астане у нас концерт в рамках Недели Франкофонии в Казахстане, организатором которого выступили посольства Франции, Швейцарии, Германии.
- Что вы исполняли в Алматы, что приготовили для Астаны?
- На самом деле у нас очень большой репертуар, но мы решаем именно в последний момент, что именно мы будем играть для зрителя на том или ином концерте.
Направление, в котором мы работаем, это, можно сказать, микс. В нем намешано понемногу и блюза, и джаза. То есть мы берем энергию блюза, гармонично смешиваем с джазом, но когда человек слушает, все-таки блюз слышится больше, чем джаз. Это направление в музыке называется груф. Иными словами, это немного африканского, немного джаза, немного балета и немного бодрого ритма. В основном в нашем репертуаре мы играем мои композиции. Правда, есть несколько композиций других авторов, но когда мы их исполняем, то не полностью - берем оттуда только отрывок, а потом импровизируем от себя, сами.
- Например?
- Когда мы начинаем выступление, то изначально берем композицию Эдди Хэрриса и Кондактайма, двух музыкантов, берем у них по отрывку и уже потом переделываем под себя. Это очень ритмичные, энергичные музыкальные композиции, в которых тем не менее очень много неожиданных плавных пассажей. Чаще всего я солирую, а ребята подхватывают. В игру вступает саксофон, затем следующая импровизация и так далее.
- Ваше название группы - что оно обозначает?
- Это мое имя, и я играю на органе Hammot, в итоге получается H3O, три человека, то есть зашифровано мое имя и плюс три
человека, которые играют. Полностью можно сказать Франк Салис Хаммот трио.
- Что служит источником вдохновения для ваших импровизаций?
- В основном для меня вдохновением является настроение, обычные проявления жизни, специально, чтобы для вдохновения что-то прочесть или на что-то посмотреть, такого не было. Хотя случайности тоже иногда бывают. Как я уже говорил, я исполняю множество музыкальных опусов, порой приходится ловить ноту, которая мне понравилась в определенный момент и которую я записываю.
Что касается моих музыкантов, то кого-то, по их признанию, вдохновляет просто моя музыка, кого-то так же, как и меня, настроение момента, а иногда на концерте бывают определенные моменты, которые служат источником вдохновения для всех нас.
- Публика в разных странах - какая она, где вам больше всего запомнилась и чем?
- Это очень интересный вопрос. Хотя, когда мы играем даже у себя в Швейцарии, то публика на наших концертах очень разная. Один раз они могут ярко выражать свои эмоции, а в другой раз - неожиданно тихо сидят, вяло реагируют. Что касается зрителей за рубежом, то я бы не сказал, что они чем-то отличаются друг от друга. Я всегда стараюсь во время концерта установить контакт со всеми, работаю очень весело и энергично, с удовольствием. И публика отвечает мне тем же, отвечает теплом и взаимностью. И в такие моменты я понимаю, что правильно поступаю, если моя музыка нравится.
- Были ли с вами какие-то странные, может, необычные случаи на ваших концертах?
- Очень часто во время концертов, а мы успели дать в общей сложности почти 250 концертов, я общаюсь с публикой напрямую, иногда даже бывает, говорю какие-нибудь веселые глупости, и публика очень на это реагирует. Иногда мы втроем любим вводить публику в шоковое состояние, фотографируясь на фоне зрителей, поворачиваясь к ним спиной, а не вместе с ними, как можно было бы ожидать.
- Ваши планы после Казахстана?
- После стран Центральной Азии, в том числе и Казахстана, мы возвращаемся обратно в Швейцарию, где дадим несколько концертов, а затем продолжим работу над выпуском нашего следующего альбома. Там будут новые композиции, и этот альбом мы будем записывать совместно с биг-бэндом из 18 музыкантов. Конечно, на это уйдет очень много времени, мы планируем работать над новым диском примерно до лета, а потом собираемся посетить с концертами Панаму.
Автор благодарит за помощь в работе над статьей сотрудника посольства Швейцарии в РК Турсын Букаеву
Астана |