|
Малика Дауылбай
В Алматы на сцене Государственного академического театра оперы и балета имени Абая спустя полвека ставят долгожданную первую казахскую комедийную оперу “Айсулу” Сыдыха Мухамеджанова.
Про показ обновленного варианта комического оперного либретто на пресс-конференции рассказала творческая группа, на которой также присутствовала дочь известного композитора Лейла Мухамеджанова
Премьера по-настоящему отечественного спектакля представлена на суд широкой аудитории в честь девяностолетия со дня рождения народного артиста СССР Сыдыха Мухамеджанова, автора “Айсулу”. Казахский композитор, основатель многих новых жанров - ораторий, комической оперы, концерта для голоса с оркестром - признанный классик казахской музыки прошлого века.
Как рассказал журналистам директор театра Габит Несипбаев, создатели возрожденной версии осторожно переписали сюжет, чтобы привлечь юного зрителя в академический театр, переместив главных персонажей из совхоза “Целинная степь” на конкурс красоты в теплый Алматы. Безусловно, авторы сохранили нетронутым святое в постановке - музыку прославленного композитора.
- Все коллизии и перипетии сюжета, музыкальный материал и действующие лица сохранены, - добавил Габит Несипбаев. Главным образом, мы попытались изменить произведение и приспособить его к современным реалиям. Поэтому, чтобы опера произвела впечатление на сегодняшнего зрителя, нам пришлось многое поменять, руководствуясь собственным видением событий. В качестве режиссера выступил известный певец, заслуженный артист Казахстана Мурат Шалабаев. Это его дебют на режиссерской стезе.
Дочь композитора Лейла Мухамеджанова отметила тот факт, что немногие сегодняшние зрители и слушатели старшего поколения хорошо помнят, с каким небывалым, поистине грандиозным успехом опера “Айсулу” была встречена общественностью страны.
- Всем любителям оперы молодой формации нужно, видимо, напомнить, что произведение “Айсулу” Сыдыха Мухамеджанова, Канабека Байсеитова и Куандыка Шангитбаева создавалось в дни, когда праздновалось 10-летие начала освоения целины, куда съехалась молодежь со всех концов республики. И поскольку композитор и автор либретто были великолепными комедиографами, то решили в реальную историю жизни молодых людей, трудившихся в целинном совхозе, внести комические коллизии, ситуации, путаницу и буффонаду в личные отношения влюбленных героев - и все это в солнечных оптимистичных, патриотичных тонах. А признанный мэтр отечественного искусства - певец, актер, режиссер и вообще “человек-оркестр” Канабек Байсеитов, едва сдерживая слезы смеха от происходящего на сцене, подарил россыпь режиссерских находок и драматургических “виражей” и как автор либретто, и как сопостановщик - режиссер “Айсулу”.
Для меня эта премьера - очень радостное событие. Искусство моего отца - залог бессмертия его духа. В прошлые годы это произведение зрители принимали очень хорошо. Очень надеюсь, что от современной обновленной версии зрители будут в восторге. Помню, как первый режиссер-постановщик спектакля знаменитый Каукен Кенжетаев, брат великого Шакена Айманова, сумел обогатить многоцветную музыкальную, сюжетную палитру бесценными штрихами, сплотить коллектив в одну семью и гармонизировать творческую атмосферу как истинный “капитан сборной”. Работалось всем весело, дружно, с любовью к музыке, сюжету, героям и к будущим зрителям оперы. Что интересно, первые исполнители партий главных действующих лиц - великие Ермек Серкебаев, Роза Джаманова, Абай Байтугаев, главный дирижер Фуат Мансуров уже после репетиций напевали мелодии арий, каватин, дуэтов оперы - и, не сдерживая взрывов собственного смеха, ошарашивали служащих театра. А в театре все понимали - затевается что-то новое, небывалое и веселое... Во время премьеры сцена и зал слились в единое целое, аплодисменты постоянно сопровождали каждый исполненный номер. Ну а “Каватину Серке”, ставшую сейчас всемирно известной благодаря последующему гастрольному турне незабвенного Ермека Серкебаева, на премьере зрители бисировали и ликовали от вокального мастерства и комедийного актерского таланта Ермека-ага.
Мелодии других арий, дуэтов, сцен тоже, как сейчас говорят, разлетелись на “цитаты” - их знали и пели в каждой семье. Зрители, пришедшие на сегодняшний спектакль “Айсулу”, конечно же, увидят новую сюжетную версию оперы. Молодая, талантливая, креативная творческая команда ГАТОБа имени Абая вдохнула “дух современности” в действие спектакля, внесла уникальные приметы сегодняшних реалий Казахстана, - поделилась Лейла Мухамеджанова.
Роль главной героини исполнила выдающаяся казахская оперная певица Майра Мухамедкызы, по ее признанию, на сцене она постаралась показать в образе Айсулу скромность, нежность, верность, но одновременно настойчивость и смелость - те качества, которые традиционно присущи казахским девушкам.
Возрожденная постановка “Айсулу” - уникальное событие в культурной жизни страны, хотя бы потому, что это единственная отечественная комическая опера, в которой по-доброму и очень искренне рассказывается история о нежных юношеских чувствах и мечтаниях устами самой молодежи. А главное - присутствует неповторимый национальный музыкальный язык, богатый по своей красоте напевности мелодизм, знакомый слуху с самого детсва. Ведь они передают богатейшую палитру человеческих чувств - любовь, грусть, радость, восхищение, беспокойство, желания и душевные чаяния. Думаю, для настоящих и будущих зрителей этого произведения новая интерпретация ретрооперы станет интересным времяпровождением для всех членов семьи без ограничения по возрасту. |