|
Ольга Шишанова
Столичная галерея современного искусства “Шежіре” снова порадовала ценителей прекрасного, подарив встречу с удивительным человеком из мира искусства - художником-мистиком Бахытбеком Талкамбаевым
Шымкентская земля с ее святыми местами, легендами и яркой природой на энергетическом уровне, по признанию самого мастера, изменила Бахытбека. Его приход к Богу, обращение к космическим законам природы стали логическим этапом обращения к своему внутреннему “я”, и творчество в этом процессе приобрело для него особый смысл как следование божественным силам общего миропорядка.
По словам художника, началось все с того, что кто-то из его знакомых вдруг начал рисовать какие-то непонятные узоры, причем взяв карандаш в руки буквально первый раз. Бахытбек стал наблюдать, а потом и сам увлекся этой своеобразной арт-терапией. Постепенно у него возникла уверенность в собственных силах, рисунки становились сложнее и красочнее, вместе с этим росла и необходимость в постоянных занятиях.
“Моя рука становилась крепче, появлялись новые идеи и образы. Одновременно я обнаружил, что во мне происходят какие-то внутренние перемены, я становился уравновешенней, жизнерадостней, отступали страхи, головные боли, негативные мысли”, - говорит художник.
Удивительно, но к Бахытбеку стали обращаться люди, которые испробовали разные способы избавления от не отступавших болезней. Он стал щедро делиться тем, что познал и “увидел” сам. И, по его словам, с его новоявленными зрителями-пациентами стали происходить настоящие чудеса. Получалось, что чем больше человек рисовал, чем больше он проводил времени с фломастером или карандашом в руках, тем свободнее и раскованнее становился для него новый творческий опыт.
Дальше - больше. Последние работы стали отличаться сложностью, профессионально выстроенным художественным посланием, изобилующем символикой, разнообразием и неожиданностью форм. Бахытбек понял, что таким образом складывается метод, дающий возможность человеку раскрыть свои возможности, излечиться от недугов и даже найти новую сферу приложения своих интересов.
“На основе длительных творческих поисков у меня сложилось цельное мировоззрение, и я разработал уникальную методику психотерапии, позволяющую с иной точки зрения взглянуть на национальное творчество”, - говорит мастер, добавляя, что сегодня он в полную силу занимается не только арт-терапией, но и целительством.
Сегодня ученики созданной им школы “Эко-Этно-Дизайн-Дауа” в ходе обучения истинному, внутреннему творчеству также освобождаются от негативных мыслей, поступков, открывают безграничные возможности для самореализации, решают проблемы здоровья и психического сознания. Художник их просто направляет на путь истинный, вооружает методикой нового отношения к жизни, способа существования, самостоятельной работы, формирует “человека облагороженного образа”. И во всем у Бахытбека Талкамбаева проявляется несомненный, по его мнению, принцип единства мира, единства окружающего нас пространства.
Сам он говорит, что, отойдя от суетности обычной жизни, полностью посвятил себя духовному самосовершенствованию, и одновременно в нем созрела внутренняя убежденность: художественное творчество - это мощный канал соединения с Богом и природой, особый дар человека, данный ему для проявления божественной природной сути. Наверное, поэтому в первых его картинах, созданных на новом этапе жизни, - полный отказ от предметности и реалий повседневности.
На больших холстах маслом написаны знаковые композиции, но их символика становится понятна только когда автор сам начинает рассказывать о своем восприятии мира и человека. И постепенно зрителю начинают открываться скрытые образы и коллизии, более того, они начинают ощущать в себе внутреннюю необходимость “общения” с ними.
Не случайно Бахытбек получает сегодня заказы на выполнение отдельных картин, многие приходят к нему, чтобы просто поговорить, услышать его размышления, получить ответы на какие-то личные вопросы. Некоторых интересует сам процесс творчества, и таким посетителям Бахытбек, никому не отказывая, говорит, что “способность к художественному проявлению живет в каждом человеке”.
Особенно когда в рисунках начинают читаться знаки явно выраженной внутренней борьбы, происходящей в человеке, постепенное освобождение от темных сил и, наконец, обретение гармонии и какой-то светлой успокоенности. Художник говорит, что его самого удивляет тот факт, что в заключительных, исцеляющих рисунках практически у всех начинают проявляться солярные знаки, элементы орнамента, которые идентичны почти у всех народов, связанные с природой, космосом, Вселенной.
Это - спираль, как символ вечного движения и совершенствования, деревья, как символ жизни, горы, как мировые основы. Кроме того, в процессе все более гармоничными, светлыми, яркими и праздничными становятся цветовые сочетания красок. А композиции из хаотичных приобретают законченность и выразительность. И все это происходит со всеми учениками художника вне зависимости от пола, возраста, национальности, вероисповедания, образовательного уровня или диагностированного заболевания.
Более того, когда Бахытбек углубляется в рисунки своих подопечных, то, по его словам, “в первоначальных каракулях, а потом и почти профессиональных работах он читает в буквальном смысле информацию об их прошлом, настоящем и будущем”. Оказывается, говорит художник, 12 клеток живописного поля являются одновременно 12 знаками западного и восточного зодиаков, с ними связаны 12 первых элементов таблицы Менделеева и 12 первых сур Корана. И, как полагает Бахытбек, при бесконечном объеме информации Творец, знающий все о каждом из нас, дает человеку в этих 12 клетках самые насущные, самые актуальные, иногда просто спасительные сведения.
Искусствоведы смотрят на такое творчество более прагматично, полагая, что “метод Талкамбаева” просто позволяет с иной точки зрения взглянуть и на орнаментальное творчество, в рамках которого в исторически определенные времена развивалась художественная традиция каждого народа”. Дело в том, что учеными уже неоднократно делались предположения, что орнаментальное искусство - это закодированное послание национальной культурной ментальности, раскрывающее ее связи с природой, космосом и историей. Именно поэтому опыт Бахытбека, с одной стороны, - некоторое тому подтверждение, с другой - указывает на еще неизученные возможности человеческой психики, в которой, по-видимому, изначально заложена способность к творческому созиданию. Иначе говоря, к рождению чуда искусства...
Астана |