|
Малика Дауылбай
В канун, пожалуй, самого оксюморонного праздника - Старого Нового года - в Алматы прошел театральный концерт пианиста - виртуоза из Марокко Жауада Айдауи
На импровизированной сцене театра “ARTиШОК” зарубежный гость Жауад Айдауи рассказал присутствующей аудитории цикл историй, которые состояли из личных воспоминаний о советском времени. Потому в исполнении музыканта на концерте звучали очень знакомые слуху мелодии.
Музыкальный вечер начался с незамысловатой театральной зарисовки с участием самого Жауада, сцена была устроена в комфортной, можно сказать, почти домашней обстановке - выглядела, словно уютная настоящая квартира, в которой музыкант нашел надежный приют из-за непрекращающегося дождя за окном.
В самом начале представления зрителям резкие движения иностранного артиста показались немного беспокойными, однако тем самым он приглашал присутствующих провести этот вечер в своей компании, где впоследствии он поделился собственными инструментальными воспоминаниями. Безусловно, самой главной особенностью концерта стало музыкальное сопровождение, таких спутников было несколько. Сначала музыка звучала из старого доброго радиоприемника, после мелодию подхватил пианист за фортепиано, продолжая ее с подобающей музыканту импровизацией.
Как рассказывал ранее талантливый композитор, дирижер и аранжировщик, за многие годы профессиональной музыкальной карьеры он успел смешать отточенную технику игры на классических инструментах с живой самобытностью фольклора. Тем самым, Жауад создал свой собственный стиль, названный им “Свободная струна”.
Марроканский пианист-виртуоз говорит об этом так: “Музыка никогда не была просто теорией. Музыка - это язык, которым мы говорим с Богом. Музыкальное образование помогает нам узнать, понять грамматику этого языка, чтобы хорошо говорить на нем. После того, как мы познали грамматику, мы можем разговаривать душой”. Об этом и многом другом сам Жауад рассказывал ранее этим летом в Алматы на мастер-классе, где щедро делился своими знаниями с местными поклонниками фортепианной музыки. Потому на концерт в театр “ARTиШОК” пришла довольно искушенная публика, которая обладала информацией об иностранном госте, который в свое время делил одну музыкальную сцену с такими известными музыкантами, как Khaled, Sting и легендарным Ennio Morricone.
Также Айдауи писал аранжировки для знаменитого арабского композитора Brahim Barakat, аккомпанировал испанской певице Cristi Caro. В 22 года Жауад собрал оркестр музыкантов этнической музыки и написал для них симфонию под названием “Фазаз” (“Атлас”). Это произведение транслировалось по центральному каналу Марокко, и даже первое лицо государства - король Мохаммед VI - высоко похвалил его.
В творчестве Жауада импровизация играет значимую роль. Так, для театрализированного концерта пианист сам выбрал советские военные песни и симфонические произведения Шостаковича, Чайковского, Рахманинова. Как признался музыкант, ему было важно именно здесь, в Казахстане, сыграть эти композиции, которые ярко передают исторические моменты, знакомые ему не понаслышке. Потому что, будучи ребенком, в Марокко много раз слышал советскую музыку и во время музыкального вечера постарался передать исключительно личные ощущения.
Также зарубежному гостю помогали актеры театра “ARTиШОК”. Артисты рассказали, что подготовка к выступлению не заняла много времени, так как особый акцент ставился непростому умению импровизировать перед живой аудиторией.
Например, актриса Вероника Насальская прочитала несколько отрывков из дневников воспоминаний советского писателя и драматурга Евгения Шварца. данные отрывки удачно сочетались с музыкальным сопровождением, потому как содержательные воспоминания о прошлом находили созвучие в виртуозном исполнении.
Хотелось бы отметить и драматургическую особенность вечера, в сопровождении звука фортепианных клавиш органично смотрелся как импровизированный танец актера Чингиза Капина, так и рассказы актеров на темы про музыкальные жанры в периодике советского времени, где, например, джазу уделили особое внимание. Потому что именно джаз, как форма музыкального языка, возникшая в результате синтеза африканской и европейской культур, думаю, является чуть ли не самым ярким показателем импровизации.
Таким образом, концерт пианиста-виртуоза из Марокко Жауада Айдауи стал интересным творческим событием зимнего культурного сезона в нашем городе. Присутствующая публика в очередной раз убедилась, что инструментальная музыка может быть увлекательной и очень эмоциональной. |