|
Ольга Зорина
В пятый раз подряд на одном из самых известных форумов мирового искусства - международной художественной выставке, знаменитой Веницианской биеннале - свои проекты представляет художник из Шымкента, один из лидеров легендарной арт-группы “Кызыл трактор” Саид Атабеков. Его проекты занимают и зрителей, и кураторов, и коллекционеров, он востребован и, наконец, строит свою долгожданную мастерскую на грант, полученный от принца Нидерландов за вклад в искусство мира, готовит новые объекты для следующих выставок, растит талантливых детей, которые уже начинают проявлять себя в искусстве, получает новые приглашения от международных кураторов. Только на родине Саид практически никому не известен, что опять же не мешает ему чувствовать себя человеком мира
- Саид, расскажи, что именно тебе дает участие в таких глобальных международных проектах?
- Это было уже пятое по счету казахстанское и мое личное участие в Венецианской биеннале. Такие поездки вдохновляют меня прежде всего как художника. И, что самое немаловажное - появляются новые контакты, новые предложения, проекты, ведь туда приезжают кураторы, галеристы, коллекционеры со всего мира. И, конечно, есть свой финансовый интерес, то есть мои работы нередко покупают, потому что такие выставки-ярмарки - это как большой базар, куда приходят посмотреть, чем сегодня дышат современные художники.
Мне повезло, потому что сразу же после моего первого появления на Венецианской выставке я получил контракт на сотрудничество с частной миланской галереей, где уже четвертый год выставляются и продаются мои работы.
- То есть для тебя участие в таких выставках имеет и конкретный финансовый интерес?
- Безусловно, но не деньги для меня являются самым главным, а сами поездки и общение с людьми искусства, что никакими деньгами, даже миллионами долларов, не оценишь и не купишь даже и при наличии таких сумм. В этом случае происходит общение близких по состоянию души людей и осознание того, что ты попадаешь в это пространство не из-за своих высоких связей и больших денег, а за большой труд и, может быть, талант, какие-то человеческие качества, это придает огромные силы.
- Что на этот раз ты показал посетителям Венецианской выставки?
- Во-первых, кроме меня свои видеопроекты и инсталляции представляли алматинцы - семья известного художника Галыма Маданова. У меня же был 20-метровый распечатанный на ткани саван Чингисхана и большой халат или костюм Чингисхана размером около пяти метров. Я сшил его так, чтобы можно было пройти через штанины или рукава, таким образом почувствовав соприкосновение с судьбой легендарной личности.
- Саид, ты не впервые берешь за основу своих проектов образ Чингисхана, даже, можно сказать, ты всегда рядом с ним. Что именно тебя привлекает в этой исторической фигуре?
- Он мне интересен как личность, любопытна его жизнь, а также многочисленные мифы и легенды, придуманные о нем. Это дает мне постоянный толчок, вспышку для каждой следующей выставки. Мне и самому интереснее жить мифами, историями, легендами. Я их придумываю и сам или обыгрываю.
- В Европе, особенно в Италии и во Франции, большой интерес проявляется к личности Аттилы, о котором у нас многие совсем ничего не знают, а тем временем это грандиозная персона, сыгравшая свою немаленькую роль в истории многих государств...
- Аттила мне тоже интересен, и я сразу вспомнил один случай: после моей первой выставки в Венеции организаторы пригласили меня в ресторан, и там был один искусствовед, который сказал мне, что я почти его брат и могу чувствовать себя в Италии, как дома. Когда я спросил его, почему он так говорит, он ответил: “Потому, что по нашим землям проходил ваш Аттила, и он очень многое сделал для Италии!”. Его там уважают, но меня больше удивило то, что они не просто хорошо знают историю, но и на основании своих знаний уважают тех, кто хоть что-то малое сделал для их страны или местности, причем в давние времена, а у нас никого не уважают...
Примечателен и тот факт, что после этой биеннале, на которой всегда был специальный Центральноазиатский павильон, нашлись люди, которые изъявили желание открыть отдельный Казахстанский павильон в Венеции. Я считаю, что это такой исторический момент в культуре Казахстана - создание своего павильона современного искусства в Италии.
- Действительно знаменательно! В этом твоя заслуга тоже! У тебя не было ощущения, когда ты первый раз прилетел в Венецию, что, как к себе домой попал?
- Да! Это ощущение меня постоянно сопровождает так же, как и мысль о том, что земля маленькая. Меня уже не удивляет, например, что в аэропорту Амстердама я могу встретить своего знакомого. В этом есть смысл осознания себя человеком мира. Границы надо стирать. Знаете, когда я в первый раз прилетел в Нью-Йорк и вышел из аэропорта, то вдохнул такой воздух свободы, как будто к дедушке домой приехал.
Шымкент |