|
Мира Кудабаева
Персональная выставка “Тенгри-Умай” художника-кузнеца Кыдырбая Далабаева в Президентском центре культуры имела широкий резонанс. Художник посвятил свою выставку юбилею Астаны. Экспозиция обращена к такой необычной области искусства, как художественные изделия из кованого металла
У многих народов кузнец - и укротитель огня, и врачеватель, и покровитель молодоженов. Последним он “сковал” свадебный венец и обручальные кольца.
Это настоящее чудо - уметь преодолевать упрямую твердь металла, заставляя его пройти через пламя и обрести новый образ. И если древние мастера по большей части руководствовались практическим предназначением предмета, то в современном искусстве художественной ковки он может быть самым удивительным и непредсказуемым. Не исключение и казахстанский художник-кузнец Кыдырбай Далабаев.
Он давно уже не просто художник-кузнец, как он себя именует, но оригинальный скульптор, создающий из металла произведения образной выразительности. Более того, Кыдырбай перевел кузнечное ремесло из области прикладной в истинное искусство. Убедиться в этом мог каждый посетитель Президентского центра культуры, где проходила выставка Кыдырбая Далабаева “Тенгри-Умай”. Любопытно, что название экспозиции вполне соответствует ее настроению. Представленные работы - миниатюрные и масштабные, легкие и массивные, замысловатые и лаконичные - заставляют забыть представления о металле как о суровом материале и позволяют почувствовать его энергетику.
Талантливый и целеустремленный, Кыдырбай с детства много рисовал, лепил из глины разные фигурки. Судьба подарила ему встречу с уникальным мастером, владеющим секретами художественной обработки металлов, - Арыстаном Хасановым, который в 1985 году набирал экспериментальную группу в Алматинское художественное училище имени Н. Гоголя, где наш герой получил первые навыки мастерства по кузнечному делу. В начале 90-х, после окончания училища, свой творческий путь Далабаев начинает в своей собственной мастерской. Со временем он осваивает секреты казахского национального ремесла.
Кыдырбай Далабаев - глубоко национальный художник. Не только потому, что возродил на новом, более высоком уровне исконно казахское творчество, но и тематикой своих произведений, посвященных Казахстану, его вере, надежде, памяти, славе степных воинов. Таковы лучшие его творения - “Дервиш”, “Светила будущего”, “Мир трех жузов”, “Ветер перемен”, “Коркыт-ата”, “Мистицизм звука”, “Акын”, “Язык предков” и многие другие.
Главная особенность трудов известного художника-кузнеца: символы - образы классической скульптуры, сделанные из дерева, камня и других натуральных материалов. Он мастерски, например, может использовать взаимное соответствие и гармонию металла и дерева. Художественный металл прекрасно сочетается с деревом, что дает художнику по металлу безграничные возможности для воплощения самых неожиданных идей. На основе народного фольклора изображает мифических персонажей различных форм.
В экспозиции столичной выставки представлено 35 уникальных работ. Они любопытны. Невероятными кажутся мощь, энергия, стремительность, которые художник заключает в черном металле и в дереве. Как, впрочем, и изящество, элегантность, нежность и трепетность, столь не свойственные данным материалам. Но Кыдырбаю послушны они во всем. Содержательная образная семантика произведений Кыдырбая Далабаева масштабна.
Напомним: кроме создания красивых изделий он еще занимается дизайном интерьера в области архитектуры, художественным литьем в скульптуре, а также же мастерски владеет технологией оформления. Ведь изделия художественной ковки идеально дополняют интерьер и придают ему неповторимый облик. И при этом органичны в любом стиле и любом пространстве. Изобретательность мастера, нашедшего для бытовых предметов, например, кухонный набор “Динозаврик”, самодостаточную художественную форму, способна поразить любого зрителя. Тянутся к свету тонкие стебли изящных цветов-подсвечников, “выращенных” талантливым мастером.
В экспозицию включены также декоративные композиции, не предназначенные для утилитарного использования, рассчитанные на ассоциативное восприятие и имеющие чисто эстетическую значимость. И здесь фантазия художника поистине безгранична. Казалось бы, возможно ли в металле создать образы Весны или Океана? Или цветущей по весне степи?
Да, мастер в совершенстве владеет искусством укрощения металла, требующим немалого упорства и времени. В наш век совершенных технологий, когда исчезла необходимость в мускульной силе, кузнечная работа по-прежнему остается тяжелым физическим трудом.
В современной художественной ковке применяется масса новых технологических методов, но до сих пор, как и сотни лет назад, металл нагревают в горне, изделия куют на наковальне и используют все те же проверенные временем инструменты - кувалды, ручники, пробойники, гладилки, клещи, тиски и т. д. Не изменились и используемые материалы - черный и цветной металлы (медь, латунь, бронза). Правда, последние чаще применяются для изготовления декоративных вставок в композиции, выполненные из основного материала - стали.
Каждый, кто посетил выставку, открыл для себя удивительное искусство, таящее в себе поистине безграничные возможности для творческих экспериментов.
А кто-то, быть может, влюбившись в неповторимое очарование “прирученного металла”, захочет поселить его в своем интерьере. Кузнечное ремесло сродни магии и волшебству.
Кстати, работы Далабаева высоко ценятся и на художественном рынке. Но он пока не торопится с ними расставаться... |