|
Ольга Шишанова
В столичной галерее Has Sanat проходит выставка пейзажной живописи глухонемой художницы из Алматы Анары Абжановой, внутренний мир которой с детства формировался в гармонии с природой, традициями и обычаями казахского народа
Ее картины называют сказочно реалистичными. А искусствоведы отмечают нестандартный взгляд на привычные пейзажи и умение видеть оригинальное в обычном. И тут мысль об известном высказывании художника Исаака Левитана: “Любой, даже самый незатейливый мотив может стать поводом для размышлений, если художник полюбит его и сердечно о нем расскажет”, пожалуй, лучше всего характеризует работы Анары.
Ведь представленные на этой выставке ее работы также созданы в “любящем режиме”. И здесь, кажется, присутствует именно такое отношение мастерицы к своим художественным постановкам. По ее мнению, мы умеем восторгаться природой далеких городов и стран, но за буднями не замечаем красоты собственного дома, привычной для нас природы.
Однако для Анары все иначе - наслаждаясь красотой природы, она черпает силы из окружающей среды, которая и является источником ее вдохновения. А живописность представленных ею работ, как говорят искусствоведы, “заключена в восприятии цвета, во внутреннем свете, излучаемом ее полотнами”. Анара выражает свои мысли, чувства и ощущения игрой, переливами красок, сочетанием линий и пропорций, извлекая гармонию из света и цвета. Палитра художницы всегда смела, иногда для броскости она применяет флуоресцентные, металлические и перламутровые акценты, экспериментирует с фактурой. Большой спектр различных эффектов дает использование ею разных красок.
Художница искренне влюблена в натуру, которую ей довелось увидеть, в ландшафты и в чистый, звенящий воздух, в реки и деревья, полевые цветы, улочки и мостики, восходы и закаты. Ее работы наполнены жизнью и непосредственным впечатлением от натуры.
Удивительные картины природы, “в багрец и золото одетые” алматинские аллеи на картинах молодой художницы - ее эмоциональные впечатления от увиденного, излучающие какой-то особый теплый свет.
Но многие ее картины написаны акрилом, и тому есть, по словам художницы, своя причина. Когда-то в детстве она рисовала акварелью и маслом, однако, став старше, при ее практически бешеной трудоспособности запах масляных красок стал аллергеном. Однажды Анару даже увезли на “скорой” - у нее диагностировали отравление парами красок - мастерская, где она работала, была очень уж маленькой.
Пришлось перейти на акрил. “Но, по правде говоря, акрил дает большой спектр различных эффектов и позволяет экспериментировать с оттенками. Я в основном люблю писать зиму и осень, а гармонию холода запечатлеть непросто. Это мимолетная красота, которая быстро исчезает”, - поясняет мастерица.
Действительно, ее зимние произведения незабываемы - они просты, как природа, что нас окружает, и в то же время загадочны, притягательны и удивительно реалистичны. Первый снег на зеленых листьях, жухлое золото травы и солнечный луч, обещающий весну.
Не случайно в авторском каталоге художницы “Территория цвета” картины Анары распределены по сериям - светлые и большие “Города”, нежные и романтические “Картины природы”, классические диптихи на национальную тематику. И только один портрет - на первой, главной странице каталога. Портрет ее матери Базаркуль, человека, который много сделал и делает для дочки с богатой фантазией, волшебными руками, но неизлечимым недугом.
“Она еще ходить не умела, а уже рисовала, тогда мы жили в доме, где все время было сыро, и Анара часто болела. Когда ей исполнилось четыре года, я поняла, что она не слышит. Мне часто говорят, что звуки мира не зазвучали для моей девочки, но зато Бог наделил ее талантом видеть мир во всей красе и дарить его людям”, - говорит мать художницы.
Если девиз поэтов “ни дня без строчки”, то девиз Анары - “ни дня без кисти”. Не уставая, ее пейзажи рассказывают нам о прекрасном и необъятном мире мечтаний, где тонко переплетаются эмоции и природная красота.
А ведь когда-то в школе она считалась плохой ученицей, потому что постоянно рисовала, на уроках математики вместо примеров делая эскизы. После школы бежала в студию художника и своего учителя Алексея Уткина, где могла часами творить, забывая о еде.
Окончив школу, Анара решила подавать документы в Национальную академию искусств имени Жургенова, однако странным образом руководство этого учебного заведения ей отказало, сославшись на ее недуг. Но художница решила не сдаваться и сдала экзамены на общих основаниях. Причем на экзамене по русскому языку даже не разрешили присутствовать сурдопереводчику. Девушку спасло то, что она к тому времени уже хорошо читала по губам, так что в академию ее зачислили. “Мне было очень непросто, потому что я была не такая, как все, и окружающие постоянно напоминали мне об этом. Но меня спасала живопись”, - поделилась Анара.
Говорят, что у глухонемых свой, особый взгляд на жизнь, свое мироощущение и восприятие. Людям с ограниченными возможностями в нашей республике очень сложно пробиться не то что в творчестве, но, пожалуй, просто в жизни. Однако Анара не унывает: “Для меня примером является нынешний президент США. В детстве, когда его спрашивали, кем ты будешь, он отвечал: “Президентом”. Над ним все смеялись, но, как видите, он им стал”. У Анары мечта скромнее - она хочет открыть свою галерею, а еще она всегда мечтала выйти замуж за “говорящего” человека, и судьба послала ей сурдопереводчика Тимура. Так что сегодня художница, невзирая ни на что, счастлива. В этом ее поддерживают картины и преданные зрители. “Разве это не счастье, когда, глядя на мои картины, зритель начинает верить в чудеса?” - улыбается художница.
Сегодня живописные работы художницы, неоднократно принимавшей участие в международных выставках и биеннале, бережно хранятся в частных коллекциях в Казахстане, Италии, Японии, Швейцарии, США и Турции.
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |