|
Ольга Шишанова
В рамках перекрестных сезонов Казахстан -Франция-2013 в Астане состоялась премьера спектакля “Ночи” по мотивам сказок “1000 и одна ночь” знаменитого французского “Балета Прельжокажа”, основатель, художественный руководитель, хореограф и постановщик которого Анжелен Прельжокаж любезно согласился на эксклюзивное интервью для нашей газеты
- Господин Прельжокаж, как и почему вдруг “Астана Опера”?
- Во время моей встречи с директором “Астана Опера” Толегеном Мухамеджановым в “Гранд-Опера” в Париже у меня состоялся первый разговор о моей будущей работе в этом театре. Мне предложили поставить балет “Фрески”. Посетив после этого “Астана Опера”, я понял, что это то место, которое мне помогает мечтать. Кроме того, сцена этого театра - очень величественная и прекрасно подошла, по моему мнению, к тому мотиву спектакля, который в готовом виде я привез со своей труппой. Мне сразу захотелось узнать, какова же казахстанская публика, как она примет мои постановки.
- Спектакль “Ночи” Вы ставили по восточным мотивам. Но восточные танцы довольно часто ассоциируются с танцем живота. А в Европе это нечто другое?
- Этот спектакль представляет мое личное видение сказок “1000 и одна ночь”. Это очень личное восприятие и прочтение материала. Вы нигде не найдете такого воспроизводства этого балета, которое сотворил я. Спектакль не подразумевает собой повествование, в нем нет истории как в самих сказках. Это скорее вольная интерпретация на тему чувственности.
- Значит, это больше спектакль для взрослых?
- Не думаю, что этот мой балет адаптирован только для взрослой публики. Каждый возраст сможет в нем найти что-то для себя. Также я не думаю, что в нем есть какие-либо шокирующие элементы. Как сказал Марсель Дюшан: “Зритель создает произведение”. Так что, надеюсь, каждый создаст нечто для себя сам при просмотре этого спектакля.
- Расскажите, пожалуйста, о декорациях для спектакля и о Вашей труппе...
- У меня собственная балетная труппа, которая состоит из 26 штатных танцоров. В нынешнем спектакле задействовано 12 женщин и шесть мужчин. С октября 2006 года мой театр, в котором я являюсь художественным руководителем, располагается в Черном павильоне в городе Экс-ан-Прованс, в котором ставятся только танцевальные спектакли. Что касается дизайнерского оформления спектакля, то его автор выходец из Туниса, дизайнер Аззедин Алайя. По его словам, он очень вдохновился сказками “1000 и одна ночь”, но вот только декорации и оформление спектакля интерпретировал на современный манер, что в общем-то было и нужно. Кстати, у него сейчас проходит выставка в Париже, поскольку Алайя принадлежит еще и к мастерам прет-а-порте.
- Как во французском балете соблюдается возрастной ценз для танцоров?
- Это зависит от проектов, поэтому я не буду говорить за все танцевальные учреждения Франции. Есть, конечно, балеты, где требуется молодость танцоров. В первую очередь для того, чтобы воспроизвести какие-то технические элементы. Если же я хочу создать какой-то возрастной спектакль, то я полагаю, что нужно подбирать танцоров в соответствии с задачей и возрастом тела, которые бы смогли, независимо от возраста, передать на сцене легкость и чувственность. Например, я сам танцевал в спектакле в прошлом году, а мне нынче 56 лет.
- Что должно послужить вдохновением - луч солнца, взгляд, прикосновение, - чтобы это воплотилось в полноценный спектакль?
- Действительно, это интересное видение. Правда, что вдохновение может появиться в любой момент и может быть вызвано самыми разными вещами. Это может быть взгляд на красивую картину, прочтение стихотворения, красивая музыка, ветер в лесу или просто солнечное, хорошее утро. Но я убежден в том, что качественное, хорошее произведение, спектакль - это 95 процентов усердной работы и только пять процентов - вдохновение.
- С чем связан вектор черного цвета, как основного, в Вашем нынешнем спектакле “1000 и одна ночь”?
- Нужно отметить, что “1000 и одна ночь” - это рассказы, которые рассказываются ночью. В то же время есть действия, которые происходят в полночь, есть и такие, которые происходят днем. В декорациях спектакля и костюмах много и других более радужных оттенков, но они наиболее выигрышно смотрятся на фоне короля цвета - черном.
- Почему все-таки “1000 и одна ночь”?
- Во-первых, это связано с тем, что в рамках фестиваля “Марсель-2013”, когда этот город был выбран культурной столицей Европы, основой темы для моего спектакля послужило Средиземноморье. Хотя сам спектакль первоначально начинается где-то в Индии, потом перемещается в другое место - так что его география довольно обширна. Во-вторых, я просто хотел показать нашу сегодняшнюю жизнь, наш современный мир.
- Музыка в любом балете занимает важное место. А у Вас?
- Мне приходится работать с различными композициями - от Вивальди до Джона Кейджа. Для спектакля “1000 и одна ночь” я искал что-то восточное, поэтому сразу вспомнил о певице Наташе Атлас. Она родилась в англо-египетской семье, поэтому, на мой взгляд, буквально пропитана этими двумя культурами, которые повлияли на формирование ее собственного неповторимого стиля: гармоничной смеси поп-музыки и восточных мелодий. Поэтому я доверил ей выбор музыки для моего спектакля.
- Как Вы относитесь к современной интерпретации классических балетов? Например, “Лебединое озеро” Петра Чайковского?
- Я очень привязан к идее того, что надо сохранять культуру, созданную ранее. Но тем не менее, я считаю, что будущее создается сегодня. Поэтому мы сегодня должны создавать то, что станет классикой завтра.
- Какова Ваша самая любимая сказка на сцене и в жизни?
- На сцене это мой любимый спектакль “Белоснежка”. Это была довольно сложная постановка, посредством которой я хотел воплотить те вещи, что мы встречаем в современном мире. Например, современные технологии, которые долго позволяют людям оставаться красивыми и не стареть. То есть тут возникает тонкая линия сказки в современном прочтении. Сказка в жизни - моя мечта танцевать, невзирая на возраст, и иметь такую прекрасную труппу, какая у меня есть сегодня. Дело в том, что я выходец из семьи албанских эмигрантов, так что для меня было очень важно этого добиться.
- Ваши планы после “Астана Опера”?
- Я очень люблю менять тематику выступлений. Например, варьировать классические темы с современным направлением. Я придерживаюсь того, что должен постоянно менять тему, страсти, даже работать с теми вещами, которые изначально тебе кажутся непривычными. И посмотреть потом, что из этого получится.
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |