|
К 20-летию творческой деятельности
В Алматы в Государственном музее искусств имени А.Кастеева прошла персональная выставка казахстанской художницы Гульжамал Тагеновой, посвященная 20-летию творческой деятельности.
Гульжамал Тагенова - мастер декоративно-прикладного искусства, но произведения, выполненные в стиле прикладного творчества, она редко демонстрирует широкой публике. Зато ее живописные холсты, в которых гармонично сочетается замысел с воплощением, завоевали широкое признание.
Цвет - вот то главное, что стало изюминкой творчества Гульжамал. Цвет не просто живет в ее полотнах, он насыщает их, питает сочностью и интенсивностью, притягивая взгляд зрителя в первую очередь и отодвигая сюжет и тему картин на второй план. Уютные домики, тенистые рощи с заброшенными скамейками, горные речки и озера на фоне предгорных лесов и величавых гор - все картины полны света, солнца, пропитаны оптимизмом и любовью ко всем сторонам жизни.
Гульжамал почти всегда выбирает сложные ракурсы, рассматривая панорамы сквозь призму собственного видения окружающего мира. А любовь автора к изображению старых двориков и тесных улочек с множеством домиков в таких работах, как триптих “Городок моего детства”, “Алматы”, и другие, возможно, не что иное, как ностальгия по детству и юности, когда Гульжамал совершала свои первые шаги в большое искусство. Работы “На Бухтарме”, “Боровое”, “Будапешт”, “Мавзолей Ахмеда Яссауи”, одна из излюбленных автором серий “Венеция” передают впечатления художницы от реальных и воображаемых путешествий по знаменитым туристическим местам. Пейзажи выполнены с такой глубиной, которая характерна лишь произведениям, написанным исключительно с натуры, хотя, по словам художницы, Венеция остается пока ее мечтой.
Большое влияние на творчество художницы оказала национальная культура с ее самобытным колоритом. Гульжамал признается, что жанр портрета - один из ее любимых. Причем, работая в нем, очень редко обращается к письму с натуры, чаще это стилизованные образы. Это образы казахских красавиц в национальных костюмах с богатыми ювелирными украшениями, которые ниспадают и подчеркивают томный взгляд и стройный стан.
Творческий путь художницы протяженностью в 20 профессиональных лет многогранный и чрезвычайно насыщенный. В экспозиции выставки было представлено около 70 живописных полотен, исполненных за последний период творческого пути, многие из которых впервые предстали перед широкой публикой, комментирует куратор выставки Оксана Языджы, научный сотрудник Музея искусств имени А. Кастеева.
Ультрапамять
Франко-казахская выставка современного искусства “Ультрапамять”, тема которой связь живописи, фотографии и памяти, завершшил свою работу в этом же музее искусств имени А. Кастеева. Художники современной фигуративной живописи пытаются переосмыслить жанр фотографии и открывают в нем новые живописные измерения. Cовременные фотографы все больше используют навыки и методы предшествующего фотографии искусства живописи: новые методы печати на художественной бумаге, холсте, картоне, дереве, тип обрамления, тематику фото- и видеоизображений. Все это придает современной фотографии и видео-арту статус арт-объектов, сближая их с живописью.
По словам искусствоведа Ольги Житлиной, выставка “Ультрапамять” - это новое вдохновение, вызванное художественным взглядом на визуальное прошлое - и недавнее, и далекое. Художники из Франции и Казахстана, работающие в различных жанрах - фотография, живопись, графика, - с помощью новых приемов и технологий выражают свою точку зрения на постоянно меняющуюся современность и на прошлое, перенося эту память сквозь призму времени в сегодняшний день.
Художников Жозефа Чой и Гайшу Маданову интересуют внутренний мир, дисгармония с самим собой, психологическое сопереживание и реакция на внешние конфликты. Через “Ветровое стекло” Натальи Лях мы видим: все, что остается позади нас, переходит в историю жизни определенного человека, семьи, государства, мира и становится нашим и коллективным прошлым, на которое мы смотрим, если хотим, но которое смотрит на нас всегда, хотим мы этого или нет. “Казахская хроника” Сауле Сулейменовой говорит нам о том, что даже самые банальные поверхности, как стена или забор, хранят в себе историю, они помнят прошлое. Нанося старинные изображения на поверхности из современной жизни, она скрещивает настоящее с прошлым. К теме традиций и обычаев, уходящих и вновь приходящих, их видоизменениям и сочетаниям с новыми реальностями обращаются в своих произведениях Галим Маданов и Алмагуль Менлибаева.
Синтез фотографии и живописи представляет собой наглядную идею переплетения традиционных средств выражения с новейшими.
Зауреш Альшерова |