|
От испанских плакатов...
В столичном центре современного искусства “Куланши” прошел вернисаж испанской живописи, состоящий из 82 произведений, представленных коллекцией компании МАКСАМ, которую в далеком 1872 году основал Альфред Нобель.
Самые известные испанские художники XX и XXI веков впервые оказались выставлены не только в Астане, но и за пределами Испании. Это такие фамилии, как Хулио Ромеро де Торрес, Анхель Матео Чаррис, Сесилио Пла, Рафаэль Каногар, Мануэль Бенедито и Эдуардо Уркуло.
История их произведений ведет свое начало с того момента, когда в 1899 году компания заказала современному на тот момент испанскому художнику Артуро Мелида написать картину, которая могла бы послужить иллюстрацией к календарю в качестве рекламы продукции компании. В ту эпоху именно плакат был эффективным методом обращения к потребителям. И поэтому все с большим нетерпением ожидали того момента, когда старый календарь вынимали из рамы, а на его месте появлялось новое издание.
Так, развитие и расцвет рекламы в конце XIX века привели к тому, что плакатный вид искусства благодаря новому методу печати превратился в один из основных способов передачи информации.
Именно это решение впоследствии и положило начало красивой традиции - на протяжении более ста лет, из года в год, формировать собрания произведений, уникальные по авторству, стилю и тематике. Это мир горного промысла и строительство крупных инфраструктур, практика спортивной стрельбы или охота в сельской местности, праздники и фейерверки. То есть коллекция МАКСАМ, как на тот момент, так и сегодня, являлась и является отражением типа изображений, наиболее востребованного публикой на определенный период времени. Правда, со временем произведения коллекции начали отвечать новым веяниям в искусстве и новому общественному предназначению изображений.
...до лоскутной живописи
В арт-центре “Алма-Ата” прошла выставка работ Акмарал Жиенгалиевой, Мэри О’Коннор и Натальи Литвиновой “Три взгляда”.
Три художницы решили объединить свои работы в одном пространстве и посмотреть, что из этого выйдет. Оказалось, что в них живут родственные души, сходные во взгляде на мир, в основе которого лежит не расставшееся с ними детство. Их не очень волнуют взрослые оппозиции “да - нет”, “белое - черное”. В их глазах мир, пожалуй, - залитое солнцем пространство, где всегда звучит звонкое “да”, утверждающая радость бытия. И все же три художницы - это, конечно, как минимум, три тональности, три изобразительных наречия, прокомментировала казахстанский искусствовед Баян Барманкулова.
Казахстанская художница Акмарал Жиенгалиева выстроила свои композиции так же, как ее возможные прабабушки шили веселые лоскутные одеяла, не боясь странных конфигураций, фактурных и цветовых различий обрезков ткани. Так возникла целостная композиция, вбирающая в себя любой лоскут: ведь в мире нет ничего лишнего, ненужного, неинтересного. Такие красочные лоскутки сложились в композицию “Утро”, которая сменилась веселым и жизнерадостным “Днем”, а затем приглушенные и пастельные тона сказали, что наступают “Сумерки”, и, наконец, мы “На пороге ночи”, где возрождается “Новая луна”. Переход из одной цветовой гаммы в другую с немыслимо разнообразными оттенками и тонами говорит нам о “Светлом настроении” художницы, о “Мелодии” в ее душе. Все ее работы - это жизнеутверждающий гимн, передающий душевное состояние художницы.
Ирландская художница Мэри О’Коннор видит мир словно бы через калейдоскоп, сквозь летящее конфетти или брызги водопада. Ее работы полны оптимизма, удивительных ежедневных открытий, с элементами таинственности, а где-то присутствуют теплота и нежность.
Завершила трио Наталья Литвинова, которая изобразила впечатления от всего, на что упал скользящий взгляд в саду, в поле, в доме. Отражение реальности через призму души художницы можно было увидеть в таких работах, как “Осенний этюд”, “Майский полдень”, и других работах, которые передают свое видение автором природных явлений, жизненных реалий, запечатленных на холсте насыщенными колоритными красками.
Мир глазами детей
На детской выставке “Хорошее настроение”, которую также представил арт-центр “Алма-Ата”, экспонировались картины-победители конкурса детского рисунка. С первого взгляда выставка поразила многообразием тем, сюжетов, профессионализмом. Темы, затронутые юными дарованиями, восхищали своим осознанным подходом и подбором сюжета. Здесь много работ посвятили животным. Искренняя любовь детей к нашим братьям меньшим не удивительна и является одной из любимых тем детского творчества. Рисунки передавали и русский стиль, и китайскую живопись, и восточное настроение. Работы преимущественно выполнены из таких материалов, как акварель, гуашь, масляные мелки, пастель, присутствовала смешанная техника. Участникам выставки всего от 6 до 10 лет. Данная выставка - отражение мира, каким видят его дети; мир глазами детей, на который они смотрят с широко распахнутыми глазами и доверчивой душой.
Ольга Шишанова, Зауреш Альшерова |