|
Ольга Шишанова
Любителей древнего и изящного искусства батика наверняка обрадует выставка в столичном Музее Первого Президента, на которой представлено более сотни шелковых произведений из Астаны, Алматы, Караганды, Актобе, Бадамши и Павлодара. Ее авторы - дети от 10 до 17 лет, обучающиеся в художественных школах и школах искусств, чьи работы прошли творческий конкурс
Долгие века батик был не только украшением или одеждой, но и своеобразными письменами, средством выражения мысли. В основе техники батика, как древнего, так и современного, лежит особый принцип “резервирования”, то есть нанесения на ткани особого, не пропускающего краску состава, резерва. Родиной батика считается остров Ява в Индонезии, где и по сей день одежда из тканей, расписанных вручную, очень популярна. Необыкновенные изделия, созданные в технике батика, и поныне пользуются неизменным спросом на рынках Запада и Востока.
Этот способ для получения на ткани рисунка с незапамятных времен использовали также и в древнем Шумере, Перу, Японии, Шри-Ланке, в Индокитае, африканских странах. В Европу батик пришел только в XX веке и тут же начал активно применяться в искусстве дизайна - расписанные шелковые шарфы и картины на ткани создавали такие известные художники, как Матисс, Альфонс Муха, Калдер и Эрте. В 1835 году в голландском городе Лейдене открылась первая фабрика по производству батика.
Существуют несколько видов батика: горячий (когда в качестве резерва используется расплавленный воск, который затем удаляется), холодный (резерв представляет собой густую массу резинового происхождения), узелковый (неокрашенное полотно покрывают по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью), свободная роспись...
Трудно поверить, что когда-то работам в технике батик приходилось доказывать свою принадлежность к произведениям искусства. Но когда за дело берутся юные художники, студенты и профессионалы, то подобные споры утихают и работы занимают достойное место на художественных выставках высокого ранга. Как это и случилось на прошедшем музейном вернисаже в Астане.
Рассматривая многие работы, кажется, что расписанные вручную цветы словно оживают, дыша и переплетаясь между собой. Кажется, что лепестки вот-вот улетят от дуновения ветерка. Не хватает, пожалуй, только аромата. Поневоле вспоминаешь строчки:
“В батик влюбляешься, как в прозрачное летнее утро.
Батик. Нежность шелковой волны ласкает,
словно легчайшее касание теплого ветерка,
завораживает, словно трепет крыльев бабочки,
восхищает яркостью и изяществом, как чудо из чудес - цветы...
Растекается краска по шелку, и я растворяюсь в нежности...”.
Играющих на шелковых полотнах батика котят хочется погладить по шерстке, а аквариумом на батике можно любоваться бесконечно.
Но батик, как говорят искусствоведы, - это не только древнее ремесло и искусство, но и таинство, магия, которая, как считают, способна оказывать влияние на жизнь и судьбы людей. Для этого подбор цветового сопровождения должен быть безупречным и точным, а палитра красок - всех цветов радуги, но определенной тональности, создающей настроение. Причем обязательно каждому - свое.
Астана |