|
Аселя Малайбекова
На днях в Государственном музее искусств имени А. Кастеева открылась персональная выставка алматинской художницы Гульжамал Тагеновой. Экспозиция “Посвящение 20-летию творческой деятельности” отражает всю многогранность и насыщенность творчества художницы.
Гульжамал Тагенова - мастер своего дела, ее живописные холсты, в которых гармонично сочетаются замысел с воплощением, завоевали заслуженное признание во всем мире
Главное оружие художницы - это цвет, который не просто живет в ее полотнах: он насыщает их, питает красочностью и сочностью. Сегодня работы Гульжамал знают не только на родине, но и в странах дальнего зарубежья, многие ее картины находятся в частных коллекциях Германии, Италии, США, и это далеко не весь список.
Талант и труд сделали художницу коммерчески успешной, секретами своего мастерства она поделилась с нашим корреспондентом.
- Гульжамал, скажите, такого рода мероприятия для Вас уже стали традицией, ведь 15-летие своей деятельности Вы также отпраздновали?
- Действительно, и в этом году я решила отметить 20-летие, представив более 70 живописных картин. В этот раз получились по большей части пейзажи, потому что за последние три года я часто бывала на пленэрах. И последняя поездка была в Текели, где меня по-настоящему поразила природа.
- Когда Вы в последний раз были на международном пленэре? Чем он Вам запомнился?
- Это было в прошлом году в “Табагане”, где я работала вместе с тремя польскими и двумя казахстанскими художниками. Самое интересное, что по сравнению с иностранными художниками наши работы были намного интереснее и ярче. Если польские мастера больше любят работать с фотографией, то мы работаем с натурой. И по окончании пленэра мы не плохо выставились, не ударили лицом в грязь перед зарубежными коллегами.
- Какие заметные изменения или дополнения произошли в Вашей творческой деятельности за последние 5 лет?
- Конечно, за этот период мои работы стали выглядеть более декоративно, где-то ярко. Я думаю, что у любого художника происходят свои изменения за определенный период творческой деятельности. И это хорошо, когда художник растет и ставит перед собой какие-либо новые задачи.
- Какие цвета превалируют на этой экспозиции?
- Так сложно сказать, потому что выбор цвета идет непроизвольно, все зависит от настроения души. Но, с другой стороны, если посмотреть уже готовые картины все вместе, то это красный цвет. Видимо, так как я человек сам по себе жизнерадостный, поэтому и цвета у меня яркие, позитивные. Тем более я стремлюсь к тому, чтобы, посмотрев на мои картины, у зрителя поднялось настроение. К тому же мои картины подходят под любой интерьер. Хочу отметить, что в моих работах нет сложных сюжетов, в основном - это игра цветом и колоритом.
- В Вашей разнообразной жанровой деятельности какой техникой Вы пользуетесь чаще?
- Если я раньше больше работала мастихином, то сейчас я стала пользоваться и кистью. Можно отметить, что и сама техника изменилась. Я стараюсь ставить перед собой новые цели, например, по пятнам. И по большой части я пишу масляными красками, хотя иногда и акриловыми.
- А Вы пробовали написать себя?
- Не совсем, но я написала себя сидящей, свернувшись калачиком, на кресле. Просто я заметила, что когда я думаю над картиной, то в основном сижу в такой позе. И этой мой первый автопортрет.
- Гульжамал, что для Вас ценно в изобразительном искусстве?
- Со временем я поняла, что живопись дает мне практически все. Здесь и материальный аспект, и бодрость духа, настроения. Я так привыкла идти по жизни вместе с художеством, что уже не представляю себе другой жизни. Тем более я стараюсь работать каждый день, художник должен работать много и постоянно, тогда его творчество отшлифовывается, так же, как у музыканта.
- Почему же Вы все-таки решили стать художницей?
- Это была моя мечта детства. К тому же, еще учась в 5 классе, я познакомилась с одной учительницей, к тому времени ей уже было около 70 лет. Ей понравились мои работы, и она заинтересовалась мной. Потом она начала мне рассказывать о жизни художников и вообще об этом творчестве. Я каждый день пропадала у нее дома, а она меня учила писать. И так мы с ней дружили 23 года, на тот момент ей было 92 года. У нее не было детей, поэтому для нее я стала не только ученицей, но и дочерью. И так вместе с ней в мою жизнь пришла живопись.
Но институт я закончила по отделению керамики. Потому что нам говорили, что из десяти живописцев только единицы будут заниматься этой деятельностью. Поэтому я решила, что мне нужна еще одна специальность. Но все-таки живопись одержала верх, и по сей день я вместе с нею.
- За всю Вашу 20-летнюю деятельность Вы накопили столько опыта и мастерства... Как считаете, Вы уже постигли все азы профессии художника?
- Нет, конечно. Я считаю, что любой художник должен сомневаться в себе. Невозможно знать все. Это же искусство. К примеру, в математике решил задачу, сошлось с ответом, и на этом все. А в искусстве так не бывает, оно непостоянно и бесконечно. Бывают дни, когда все валится из рук и думаешь, что ты бездарность, и в этот момент ты начинаешь искать новые ходы. Поэтому художник всегда в поиске. И день действительно прожит не зря, если ты что-то сделала, что-то нашла.
- С каким настроением Вы пишете свои картины?
- Конечно, я больше работаю чувствами, поэтому мне необходимо полностью окунуться в процесс. Включаю медленную музыку, и она мне помогает уйти в творчество. Для меня главное - сочетание цвета и состояния. Остальное приходит уже само по себе.
- У Вас много работ, скажите, кто является Вашим вдохновителем на протяжении стольких лет?
- Сложно сказать, кто именно. Чтобы писать, я должна быть в хорошем настроении и на душе должно быть спокойно. А когда все наоборот, я вообще не берусь за дело. Потому что знаю, что в этот день у меня ничего не получится. Но хочу отметить, что природа мне всегда дает новые идеи, можно сказать, что она меня в каком-то роде вдохновляет.
- Вы считаете себя успешной как коммерческий художник, Ваши картины хорошо продаются?
- В принципе, да, ведь все эти 20 лет я живу только тем, что написала. И в моей семье другого заработка нет. Я приобрела и дом, и мастерскую, обосновалась в Алматы. Можно считать, что я востребованный художник.
- Как Вы думаете, в чем секрет Вашего успеха?
- Я думаю, что это только труд. Мой сын удивляется, когда он встает утром на занятия, а я уже ухожу в мастерскую. Он всегда мне говорит: “Мам, я бы на твоем месте спал бы и спал”. А вот мне надо с утра пораньше уже начать работать. Мне не кажется это трудным, для меня мастерская - часть моего существа.
- Какие у Вас планы на будущее? Не планируете ли Вы заняться скульптурой?
- Нет, архитектура и скульптура - это не для меня. Мой козырь цвет, и я буду работать только с цветом. А в будущем хотелось бы попутешествовать, посетить все мировые выставки, музеи, расширить кругозор, расти дальше. |