|
Ольга Шишанова
В столичном Дворце независимости прошла уникальная выставка из 42 кимоно, входящих в коллекцию 104 произведений этого вида искусства и образующих единую картину мироздания по замыслу японского мастера Итику Кубота
Говорят, что Итику Кубота по праву считается великим мастером живописи и текстиля прошлого века. Каждое кимоно, а это два с половиной метра ручной росписи и стежков - настоящее произведение искусства, на создание которого у мастера уходил почти год. Если объединить их в один ряд, то образуется единое полотно, особый пейзаж, о котором специалисты отзываются, что это “уникальное искусство, которое создано на грани разных видов культурной деятельности мастера Кубота. Воплощение того, что он создавал в своем воображении и выкладывал это на полотно”.
Получается, что это и художественное произведение, и полотно живописи, и в то же время все это выложено в виде вытканных материалов со специальным окрасом. Пожалуй, столь яркого и неоднозначного вернисажа астанчане не видели уже давно. А уж японское искусство в Астану благодаря совместной работе столичного акимата, Посольства Японии в РК и благотворительного фонда Фаттаха Шодиева в таком формате и вовсе приехало впервые. “Это уникальный мастер, уникальная техника, совершенно потрясающая живопись. И что мне самой больше всего нравится, это то, что в Японии художникам присуще свойство гармонично сочетать традиционное и инновационное”, - поделилась специалист Галина Поваленко.
Но вернемся к Итику Куботе. У себя на родине он считался одним из самых известных мастеров по росписи текстиля. Его карьера в этой ипостаси началась в 14 лет, когда Итику пошел в ученики к художнику кимоно Кобаяси Киеси, который специализировался на ручной росписи. У него же Итику изучал и другие методы украшения тканей, пейзажную и портретную живопись в японском стиле. Однажды, когда ему исполнилось 20 лет, он по рекомендации своего мастера посетил Токийский национальный музей, в котором увидел остатки старинной шелковой ткани, покрашенной в традиционной технике XV-XVI веков, но забытой с течением времени. На впечатлительного юношу это произвело неизгладимое впечатление, и в последующем он неоднократно пытался разгадать секреты старых мастеров до тех пор, пока не понял, что его открытий и наработок достаточно для открытия собственного направления в искусстве росписи кимоно.
Но в творческие планы Итику вмешалась вторая мировая война, которая едва не заставила его забыть свое предназначение. Художник попал в плен, долгое время, вплоть до своего освобождения в 1951 году, провел в Сибирском военном лагере. После освобождения он все же нашел в себе силы снова вернуться в искусство и заняться любимым делом - созданием своей собственной технологии живописи кимоно. Наконец, его изыскания увенчались успехом - мастер назвал новую технологию Itchiku Tsujigahana, представляющую собой сложный процесс нанесения разнообразных красителей, удивительные сочетания красок, вышивки и стежков.
Спустя десять лет, в 1961 году, Итику Кубота открыл собственную студию в Токио, а для создания своих кимоно стал использовать современные на тот момент креп-шелк и появившиеся синтетические красители. Однако выбор его художественных тем остался неизменным - различные виды горы Фудзи, священной для каждого японца, четыре времени года и цветы. Но они отличались одной особенностью - изображение декоративного ландшафта на одном кимоно плавно перетекало в другое, сменяя сезоны и настроения.
“Зимний сезон подходит к концу. Деревья готовятся сбросить свои белые наряды. Настало время, когда можно почувствовать близость весны...” Так поэтически подписывал созданные им художественные картины-кимоно Итику.
В 2003 году художника не стало, и его дело продолжил Сакуо Митяхара, долгие годы бывший ассистентом у мастера, а после его ухода даже возглавивший Музей Итику Кубота в Японии. Однако в 2010 году музей оказался на грани банкротства и исчезновения - уникальная коллекция кимоно работы японского мастера могла быть распродана по частям.
Спасение пришло в лице известного мецената, выпускника МГИМО, долгие годы работавшего в Японии, Фаттаха Шодиева, который за 270 миллионов йен выкупил коллекцию с целью сохранить ее целиком для мировой культуры в знак благодарности Японии за то влияние, которое эта страна оказала на его жизнь. Поэтому, несмотря на то, что коллекция Куботы перешла в частное владение, она, по словам Шодиева, остается достоянием Японии, причем меценат готов передать ее впоследствии тому японцу, который сможет обеспечить дальнейшую ее сохранность и целостность.
На открытии выставки Фаттах Шодиев с восхищением отзывался о годах, проведенных им в Стране восходящего солнца, упомянув о том, что “представленную в Астане коллекцию должно увидеть как можно больше людей, особенно молодежи”.
Добавим, что вернисаж в столице завершится сегодня, а затем с искусством старинной росписи кимоно смогут ознакомиться жители Алматы, Москвы, Дубая и Парижа. К слову, до того, как выставка приехала в столицу Казахстана, она успела побывать в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Лондоне.
Астана
|