|
История и современность
В Государственном музее имени А.Кастеева проходит персональная выставка известного казахстанского художника Талгата Тлеужанова “История и современность”.
Талгат Тлеужанов окончил Алматинское художественное училище имени Н.Гоголя и в 1997 году - Казахскую государственную художественную Академию имени Т. Жургенова. Участник многих отечественных и международных выставок, награжден грамотой ЮНЕСКО, его работы находятся в частных коллекциях как в нашей стране, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Данная выставка является своеобразной вехой первых двух десятилетий творчества художника.
По словам организаторов выставки, в искусстве важны два понятия - “красота” и “художественный образ”, сливающиеся в произведении художника в неразрывное целое, составляя его сущностное ядро. Творчество художника воспринимается синтезирующим эти два понятия в единый организм. Он обращается к реализму академического толка и соединяет его с романтизмом, а порой использует манеру импрессионистов, синхронизируя их технические достижения с лессировочной техникой старых мастеров. Таким образом, он получает микс творческой манеры, манифестируя его в своих произведениях, выражая свое понимание и восприятие окружающего мира.
В своих работах Талгат обращается ко многим жанрам изобразительного искусства, и прежде всего к историческому жанру, акцентируя внимание на батальных сценах, как в произведении “Аныракайская битва” (сражение из серии казахско-джунгарских войн), во фрагменте этой же работы “Поединок”. Большинство исторических произведений посвящено истории казахского народа, его борьбе за свободу, независимость и единение. Принимая во внимание возросший интерес казахского общества к номадическому прошлому, художник в своих работах убедительно высказывается об актуальности данной темы, изображая как исторические сцены, так и героические образы, портреты исторических персонажей. К примеру, в работах “Абулхаир хан” (фрагмент картины “Аныракайская битва”), “Райымбек” мы видим суровые лица предводителей, сосредоточенных на предстоящей битве и решимости победить. Опоэтизированные образы женщин, легендарных воительниц исторического прошлого, изображены в картинах “Царица Томирис”, “Девушка-воин. Айтолкын, дочь хана Абылая”, где перед нами предстают героические казахские девушки - всадницы в тяжелых военных доспехах. Их нежная красота переплетается с бесстрашием и отвагой, они на равных воюют плечом к плечу со своими братьями и мужьями, не уступая им ни в храбрости, ни в умении драться и защищать свою родную землю. Используя многовековой духовный опыт предыдущих поколений, художник, опирясь на свое воображение, трактует эти персонажи по-своему, при этом тяготея к реалистическому отображению действительности, что является характерной чертой творчества Т. Тлеужанова. Тлеужанов основателен во всем: он тщательно подбирает сюжет, выбирает напряженный критический момент, а затем прорабатывая его со всех сторон, создает произведение искусства. Его работы содержат суровую историческую реальность, также затрагивая и отражая вечные нравственные темы, как человеческие страдания, прощание и расставание, разлука, утрата, сопровождающие человека в течение всей его жизни, независимо от его социального статуса, возраста или национальности. В картине “Прощание” образ воина, уходящего на войну, и горе девушки, прощающейся с ним, напоминают нам боль и страдание миллионов женщин всех времен и народов, провожающих своих любимых на войну и терпеливо, с надеждой ждущих их назад.
Живописец существенно обогатил казахское искусство работами, выполненными и в других жанрах. Портрет, натюрморт, пейзаж - все произведения, написанные в этих жанрах, также занимают определенную нишу в творчестве художника.
Такие картины, как “Утро”, “Освещенная гора”, “Долина Или”, “Закат. Плато Устюрт”, и другие передают всю красоту казахстанской природы с белоснежными пиками гор на фоне вечнозеленых елей, с предгорными долинами, переходящими в бескрайние степи. А в работах “Осенняя мелодия”, “Весенний сад”, “Звуки осени”, “Летний зной”, “Полдень” художник показывает, как природа может преображаться в зависимости от времени года, переодеваясь то в золотые, то в буйно-зеленые наряды. Художник также обращается за вдохновеньем и к образу женщины, увековечивая ее красоту. В картинах “Остановись, мгновение”, “Гульмира” мы видим прекрасные образы женщин, их полуобнаженные тела вызывают восхищение и поразительно гармонируют с их трогательной красотой.
Народная традиционная игра “Кокпар”, где джигиты соревнуются в ловкости и верховой езде, отображена в одноименной картине, а в картинах “Солнечный день”, “Старая дорожка” зритель сразу узнает алматинскую всеми любимую речку Есентай (Весновка) с ее прямыми и ровными берегами, по которым прогуливаются горожане, а также пригородные дачи, разбросанные на холмах, в работах “Кок Тобе”, “Дачный мотив”. В выставке также представлено много эскизов и этюдов, сделанные углем, карандашом, где можно увидеть эпизоды исторических битв, автопортрет художника, а также знаменитый Арбат с неизменным атрибутом - художниками за работой и др.
Все работы мастера проникнуты любовью и уважением к своему народу, гордостью как за его великих батыров и сынов, так и за его историческое прошлое и настоящее.
Сегодня Талгат Тлеужанов - уже сложившийся мастер, знаток формы, линии, цвета и разных видов техники исполнения, трактовки композиции.
Выставка продлится до 27 сентября. К выставке выпущен альбом “Талгат Тлеужанов”.
Зауреш Альшерова |