Ольга Зорина
В Южно-Казахстанском областном историко-краеведческом музее проходит выставка каллиграфических и изобразительных работ иранских художников
Для тех, кто привык видеть в демонстрационных залах традиционное изобразительное искусство, настоящая выставка в центральном музее Шымкента может показаться несколько необычной. Все дело в том, что в экспозиции представлены работы, выполненные мастерами высокой каллиграфии и цифрового рисунка, а также других необычных для нашего взгляда стилей: сольс, насталик, насх. Но обо всем по порядку.
Иранское посольство в Республике Казахстан, по крайней мере, раз в год посредством выставок и концертных программ представляет культуру и традиции Ирана в крупнейших городах нашей страны.
При содействии регионального Иранского национального культурного центра посольством здесь проведены деловые и неофициальные встречи творческой интеллигенции, состоялись концерты с выступлениями танцевальных коллективов и фольклорных исполнительных групп. А данная выставка явила собой один из ключевых моментов в ознакомительном культурном сценарии.
Всего в галерейном зале музея выставляется 26 работ, выполненных разными иранскими авторами. Рух Елах Мохаррери представляет незнакомую для нас технику сольс - витиеватый каллиграфический рисунок. Его особенность состоит в том, что вокруг главной темы композиции - черно-белой арабской вязи - идет растительный цветной орнамент, который пишется тростниковым пером (похоже и на графику, и на фото под стеклом).
Тем же инструментом выполняются и работы в стиле насталик. Здесь в виде главной композиции выступает исключительно арабская вязь, представляющая собой единое целое произведение искусства. Она располагается по холсту таким образом, что получается замысловатый рисунок с глубокой смысловой религиозной нагрузкой.
В этой же технике представляют свое мастерство такие художники, как Хади Рахими, Рухулла Махарири, Махбубе Афраз, Хасан Хашеми, Азам Афшари, Махаммад Али Халаджи, Насер Садиги.
Ближе нам и понятнее, однако, цифровые решения, особенно для тех, кто уже никогда не расстанется с компьютером. В этой сложной и дорогой по материальным затратам технике Иран показал три работы автора Мусави Лара. Его “Симорг в долине любви и просьбы”, “Симорг в долине изумления” и “Луна Али” расположились в центре выставочного пространства и притянули к себе основное внимание зрителей.
Но неменьшего внимания заслуживают и коллажные работы Мохаммада Али Халаджи. Это еще один вид непривычной техники - классер-графика, усложненная коллажем, сделанным из фотографических и цветных картинок, а также разноцветной росписью по черно-белому фону основного холста.
Конечно же, проходящая в Шымкенте выставка не представляет в достаточной мере даже изобразительного искусства. И, как отметил председатель южно-казахстанского Иранского национального культурного центра Капар-кур Наурыз, стоило бы показать южноказахстанцам и изделия мастеров прикладного искусства. Пожалуй, это было бы интересно для многих, к тому же если бы на продажу выставлялись сувениры. В следующий раз, возможно, это пожелание осуществится, и знакомство с культурой одной из близких нам стран станет еще более насыщенным. |