|
Малика Дауылбай
Творческий коллектив Русского театра имени Лермонтова на прошлых выходных порадовал благодарных зрителей долгожданным открытием нового театрального сезона - постановкой спектакля “Визит дамы” российского режиссера и актера Владимира Еремина
Действие спектакля “Визит дамы” происходит в давно заброшенном европейском городке Гюллене в середине 50-х годов прошлого столетия. В Гюллен приезжает старая мультимиллионерша Клара Цаханассьян (ее роль исполняет великолепная Анастасия Темкина), которая в ранней юности оставила родной город. Ее, беременную, жестоко прогнали в лютый мороз, позже ребенок умер, а сама она стала проституткой. Однако судьба улыбается ей - она выходит замуж за миллионера...
Клара вновь приезжает в Гюллен, и он предстает перед ней запустевшим городком, где некогда работавшие предприятия один за другим обанкротились, а его обитатели обнищали. Жители Гюллена возлагают большие надежды на приезд Клары. Они рассчитывают, что она подарит несколько своих миллионов родному городу на его обновление. Почетную миссию раскошелить Клару по инициативе администрации города в лице почетного Бургомистра (Ирина Лебсак) доверяют престарелому бакалейщику Альфреду Иллу (Дмитрий Скирта), с которым у Клары в юности был роман.
Хотелось бы отметить, что каждое эффектное появление в спектакле героини Анастасии Темкиной отличается сильным энергетическим посылом в зрительный зал, ведь это очень важно для такой экстравагантной особы, как Клара Цаханассьян. Чтобы сойти в городе, в котором редко останавливаются поезда, Клара срывает стоп-кран и появляется перед жителями в окружении целой свиты своих приближенных, состоящей из ее седьмого мужа, дворецкого, двух громил, все время жующих жвачку и несущих ее паланкин, горничных и двух слепцов Коби и Лоби. У нее нет левой ноги, которую она потеряла в автокатастрофе, и правой руки, утраченной в авиакатастрофе. Обе эти части тела заменяют первоклассные протезы. За ней следует багаж, состоящий из огромного количества чемоданов и... гроба. Клара проявляет интерес к полицейскому, любопытствуя, умеет ли он закрывать глаза на то, что происходит в городе, и священнику, спрашивая его, отпускает ли он грехи приговоренным к смерти. На его ответ, что в стране смертная казнь отменена, Клара высказывает мнение, что ее, вероятно, снова придется ввести, чем повергает жителей Гюллена в недоумение. Вскоре всем присутствующим становится ясно, в чем же кроется главная цель ее приезда. Клара предлагает жителям миллиард, а взамен требует, чтобы они убили Альфреда Илла, называя эту смерть актом правосудия. Когда-то Альфред нанял лжесвидетелей, отрекся от нее и будущего ребенка, чтобы выгодно жениться, теперь спустя сорок пять лет старая мультимиллионерша жаждет мести.
Перед зрителем открывается полноценная картина на вечные ценности: любовь, верность, а важнее всего, думаю, порядочность и честность перед собой.
Действие, происходящее на сцене, когда гюлленцы, хотя и отвергают заманчивое предложение, но оставляют мысль, что кто-нибудь из них все-таки убьет Илла, реалистично показывает, насколько мир пропитан материальной зависимостью и жалкими поступками.
Как легко, оказывается, может опуститься человек перед нищетой. И вроде бы здесь нет правых, здесь все страдают: город, каждая семья и женщина, которая стала яблоком раздора.
Скорбный путь Альфреда, сперва пытавшегося бунтовать, потом бежать, а после покорно принимающего смерть, его ссутулившаяся фигура в финале красноречиво показывают недремлющий эффект бумеранга, что само по себе напоминание.
Когда долги приобретают угрожающие размеры, на закрытом собрании жители города, прикрываясь восстановлением справедливости, выносят смертный приговор Иллу, и когда до ничтожного момента смерти остается мгновение... он умирает. Торжество справедливости?! В это время Цаханассьян, которая, как выяснилось, сама разорила Гюллен, вручает бургомистру чек и отъезжает и вдруг в слепящем облаке дыма Клара рассыпается, исчезает, и перед взором зрителя предстают трогательные влюбленные Альфред и Клара - светлые и искренние.
Хотелось бы подытожить: спектакль “Визит дамы” на сцене театра имени Лермонтова поставлен по мотивам пьесы швейцарского писателя Фридриха Дюрренматта “Визит старой дамы” - крайне современное, великолепно разыгранное произведение. Очень важно, что оно словно глоток свежего воздуха для думающего зрителя. |