|
Малика Дауылбай
Громкое культурное событие прошедших выходных - Парад оркестров - подарил публике моменты незабываемого счастья с волнующими оттенками выразительного музыкального звучания и, конечно, мировую премьеру балета “Шахерезада” в исполнении оркестра национальных инструментов “Отырар Сазы”
В течение трех теплых вечеров зрители стали свидетелями концерта академического звучания в формате “творческого эксперимента”, когда наряду с произведениями классики мирового музыкального искусства звучали популярные композиции из музыкальных архивов мирового кинематографа, песни об Алматы, классика оперы и саундтреки из мультфильмов для самых маленьких гостей фестиваля.
Парад оркестров - это масштабное ежегодное мероприятие, которое главным образом говорит о том, что классическая музыка может овладеть нашими сердцами и стать частью жизнью каждого из нас. Ведь очень важно на мгновение удержать ускользающую волшебную мелодию и сохранить ее в памяти, словно запечатлеть этот трогательный миг радости, чтобы в моменты грусти возвращаться к теплым воспоминаниям.
Праздничное действие сразу же захватило слаженностью, яркостью, слитностью оркестрового звука. Для концертной программы фестиваля традиционным является выступление Академического фольклорно-этнографического оркестра “Отырар Сазы” имени Нургисы Тлендиева под художественным руководством Динары Тлендиевой, первой женщины в Казахстане, удостоившейся должности главного дирижера. Хотелось бы отметить, с точки зрения лишь благодарного слушателя, что в исполнении музыкального коллектива слышались гармоничность и единство интерпретации музыкального текста между поющими исполнителями и оркестром, что дарило лишь радость и соучастие в чем-то неизведанно увлекательном.
Жемчужиной же вечера стала постановка “Шахерезады”, в интерпретации Русского имперского балета под руководством Гедиминаса Таранды в исполнении оркестра национальных инструментов. Симфоническое произведение “Шахерезада” русского композитора Римского-Корсакова обрело совсем новое звучание в переложении на традиционные народные казахские инструменты. Чтобы осуществить неповторимую задумку - впервые показать перед алматинским зрителем уникальное представление, талантливые коллективы Казахстана и России более полугода готовили смелый эксперимент, и балет был представлен на суд зрителя в день открытия Парада оркестров. Долгожданный гость вечера Гедиминас Таранда особенно трогательно, почти с детской восторженностью представил премьеру.
- Я могу сказать, что наш балет еще никогда не выступал в таком сопровождении, как народные инструменты. Впервые это произойдет на этой сцене. Я хочу рассказать вкратце об этом произведении... Когда композитор Николай Римский-Корсаков написал балет “Шахерезада” в 1888 году, он написал это произведение под впечатлением “Тысячи и одной ночи”. Эта арабская сказка была известна еще в IX веке, о ней все знали, но никто еще не писал музыку. Тогда, в 1910 году, Сергей Дягилев привозит этот спектакль-балет, музыку и оркестр в Париж, в “Гранд Опера”, и тут что-то невероятное происходит на улицах Парижа: французы в восторге. Они не могут понять того, кто такой Римский-Корсаков, кто такой Михаил Фокин, можно сказать, что произошла практически революция, ведь французы всегда хотели все знать. За три дня были распроданы все билеты в “Гранд Опера”. И вот поднимается занавес и перед зрителями открывается удивительный мир Востока: роскошные покои султанского дворца... Буквально весь мир восторгался Идой Рубинштейн (первая исполнительница роли Шахерезады), публика говорила о Вацлаве Нижинском, который исполнял роль раба Зобеиды. Я вам должен сказать, что после премьеры все модницы-парижанки стояли в очереди к нашему художнику, чтобы сделать себе костюм, как у Шахерезады... Кстати, композитор Римский-Корсаков восхищался казахскими инструментами, он даже старался имитировать в симфоническом произведении звуки казахских инструментов.
В нашем спектакле тоже солирует народный духовой музыкальный инструмент саз-сырнай и, конечно, кобыз, который исполняет ведущую роль. Спектакль начинается с замечательной увертюры, когда с первых нот слышен характер Шахрияра, который наваливается на зрителя всей своей мощью. Когда напряжение спадает, вступают струнные инструменты: это уже тема Шахерезады, ее плача, который утихает со звуками моря и притоком волны, тогда начинается настоящая сказка...
Инструментальный концерт во главе с мастерами культуры живого вокального исполнения и танца позволил всем желающим насладиться высоким искусством и увидеть самых ярких звезд балета современности, которые становились такими невесомыми в исполняемых прыжках и движениях.
“Шахерезада” Николая Римского-Корсакова в своем происхождении - не балет, а блестящая симфоническая сюита. В ее создании воображение композитора питали картины таинственной жизни Востока и безбрежного южного моря, то величаво спокойного, то бурного, по волнам которого в поисках романтических приключений странствовал на своем корабле Синдбад-мореход.
Парад оркестров - самый масштабный в Казахстане фестиваль классической музыки, проводимый под открытым небом. Это не только начало празднования Дня города Алматы, но и приобщение публики к миру классической музыки. Это подтверждает и слоган парада: “Насладись классикой!”. |