|
Ольга Шишанова
Ордабек Дуйсен говорит, что звуки музыки окружали его буквально с пеленок, в результате чего и захотелось взять в руки музыкальный инструмент. В 11 лет он уже выступал с оркестром, а потом стал первым казахстанским скрипачом, который в один вечер сыграл 24 каприса Николо Паганини
- Ордабек, не так давно Вы вернулись с фестиваля...
- Действительно, я принимал участие в составе Симфонического оркестра Далласа в фестивале “Браво” в городе Вэйл, штат Колорадо, где также участвовали Кливлендский, Нью-Йоркский филармонический и Филадельфийский оркестры. Там мне довелось познакомиться с замечательными джазовыми музыкантами, обладателями “Грэмми” - трубачом Байроном Страйплингом и дирижером Джэфом Тайзиком. Для меня это были незабываемые шоу-концерты.
Затем я играл концерты камерной музыки в штате Нью-Йорк со своими друзьями и коллегами - музыкантами из Чикагского и Торонтского симфонического оркестров и пианисткой Навой Перльман, дочерью всемирно известного скрипача Ицхака Перльмана.
- Какие музыкальные тренды сегодня популярны? Как обстоят дела в классической музыке, популярной и тому подобной?
- Скажу сразу, что воспитать, научить классического музыканта, включая школу или училище, консерваторию и аспирантуру, составляет ни много ни мало - 18, а то и больше лет. В то время как продукт эстрады может включить в себя полгода “раскрутки” как на ТВ, так и на обложках глянцевых журналов.
Кроме того, я считаю, что нужен закон “О культуре”, где должно быть прописано, что выступление под фонограмму запрещается. У меня есть друзья “эстрадники”, которые периодически рассказывают мне, что были вынуждены где-то петь под фонограмму, потому что отсутствует хороший пульт или звукорежиссер. Так что эта проблема связана не с одной только “минусовкой”.
Мне довелось принимать участие в концертах Питера Габриеля, Джоша Гроубана, Руфуса Уэйнрайта и видеть, как профессионально, как качественно они это делали, и ничего, кроме чувства огромного уважения, это не вызывало. Поэтому я буду помнить эти концерты всегда и ставить их в пример.
- Что Вы можете в таком случае сказать о наших музыкантах за рубежом?
- Что касается наших классических музыкантов за рубежом и нашей казахстанской эстрады, то тут есть несколько факторов. Во-первых, профессиональный уровень: не каждый эстрадный певец или певица сможет “вживую” спеть трехчасовой концерт, не под фонограмму открывая рот.
Поймите меня правильно - у нас есть замечательные певцы, но, повторюсь, профессионалов гораздо меньше, чем общее количество тех певцов или групп, ротирующихся на телевизионных каналах.
- Доводилось ли Вам передавать свой опыт начинающим казахстанским музыкантам?
- Если говорить о нашей молодежи в музыке, то, конечно, я стараюсь по возможности прослушать ребят, когда бываю дома в Казахстане, подсказать им что-то, помня о простой истине: получая, надо отдавать. Скажу больше - ко мне поступило предложение от моей американской альма-матер - Далласского университета - преподавать у них по классу скрипки. Поэтому я, возможно, буду набирать свой класс также и из числа наших ребят. Время и обстоятельства покажут. При этом мне хотелось бы сказать начинающим музыкантам и их родителям - всегда верьте в себя, несмотря ни на что, даже когда не получается тот или иной пассаж или музыкальная фраза. Я, например, очень благодарен своим родителям и своим педагогам за веру в меня.
|
Ордабек Дуйсен со скрипачом Гилом Шахамом |
- Как профессиональный скрипач, что Вы предпочитаете из музыкальных направлений?
- Помимо классической музыки люблю слушать и профессиональный рок, например, четвертый альбом группы Led Zeppelin, нравится Стинг, кое-что из песен групп “ДДТ”, “А-Студио” - с Батыром.
В школе я к тому же играл в группе с моими одноклассниками на бас-гитаре, но, наверное, через это все мальчишки проходят, хотя не у всех увлечение музыкой становится потом профессией. В случае с моими друзьями получилось все наоборот - сейчас они нашли себя в творчестве.
Это эстрадный певец Игорь Благодарный, который замечательно поет, аранжировщик и звукорежиссер Бахтияр Кусаинов, композитор, аранжировщик и звукорежиссер Никита Карев. Моему педагогу по скрипке игра на бас-гитаре, да еще и в группе, мягко говоря, не нравилась, но я всегда это любил, ведь школьные годы - это золотая пора.
- Чем занимаетесь сейчас, по возвращении с фестиваля?
- Сейчас я разучиваю новую программу на новый сезон, ставлю штрихи в партиях и пытаюсь немного отдохнуть. Не поверите, так быстро лето пролетело...
Кроме того, я сейчас “подсел” на новый сериал “Карточный домик” с Кевином Спэйси, хотя мой первый педагог по скрипке профессор Светлана Абдусадыкова мне всегда говорила, что у музыкантов каникул нет. И знаете, размышляя над ее словами, сейчас точно понимаешь, насколько это правда.
- Традиционные вопросы: каковы планы на будущее? Связаны ли они с Казахстаном?
- Планы приехать домой у меня есть. Думаю, это будет ближе к зиме. Во всяком случае, если все сложится хорошо, то в Астану предполагаю приехать в конце ноября. Для этого я отпросился с рождественских концертов Jingle Bells в Америке, и для меня это отличная возможность побыть дома, в Казахстане.
Кроме того, в декабре у меня намечен концерт с симфоническим оркестром Карагандинской филармонии, дирижировать будет замечательный дирижер, выпускник Санкт-Петербургской консерватории, мой друг Антон Торбеев. С ним мы познакомились в Японии на фестивале Pacific Music Festival, куда мы оба прошли в результате прослушивания. Он - по дирижированию, а я - по скрипке. Сейчас Антон второй дирижер в Караганде, и я очень рад, что мы помузицируем на этот раз дома.
Справка “НП”
Ордабек Дуйсен родился в Алматы в семье музыкантов. В ноябре 2011 года назначен третьим концертмейстером в “Даллас Опера Оркестр”. В свои концертные программы предпочитает включать помимо мировых классических произведений произведения композиторов Казахстана, а также казахские народные мелодии. Отец - домбрист-кюйши, заслуженный деятель РК Орынбай Дуйсен, мать - пианистка Сауле Сагимбаева, сестра - пианистка Дина Дуйсен, младший брат - скрипач Ильяс Дуйсен.
Астана |