ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Полотно живых звуков Культура

Айгерим Бейсенбаева
Игра этноансамбля “Туран” потрясает полифонией удивительных звуков, складывающихся в объемное полотно. Подсознание слушателя дорисовывает необыкновенно правдоподобную живописную картину - свистящий шепот осенней степи, клекот хищной полевой птицы, тревожные крики перелетной стаи...
Выступление “Турана” - это звенящая энергичная палитра живых звуков

Фольклорно-этнографический ансамбль “Туран” успел завоевать признание публики в Казахстане и за рубежом. Коллектив появился по инициативе его участников, студентов Казахской национальной консерватории имени Курмангазы в 2008 году. Музыкантов на создание ансамбля подвигло благородное стремление воссоздать звучание старинных, архаичных инструментов.
О деятельности коллектива рассказывает участник “Турана” Абзал Арыкбаев.
- Успела сложиться достаточно позитивная тенденция - становится больше этнографических коллективов, причем интерес к этно и фольклору проявляют молодые музыканты. С какой, выгодно отличающей вас от других, концепцией задумывался коллектив “Туран”?
- Действительно, еще в 80-90-х гг. сложилась тенденция к популяризации национальных музыкальных инструментов посредством создания фольклорных ансамблей. Образовались такие интересные коллективы, как “Сазген-сазы”, “Алкиса”, “Адырна” и многие другие.
Нашей главной целью также стала популяризация казахских фольклорных инструментов и традиционной музыки. Однако была и особенность - в нашем репертуаре много авторских песен. Все участники нашего коллектива являются композиторами.
Другая черта творчества нашего коллектива - это синкретизм. Мы объединили несколько жанров: песни, инструментальную музыку, прозу, поэзию, жыр, танец и театр. До нас, ансамбля “Туран”, никто не объединял все эти разноплановые жанры и тем более не представлял их в одном произведении. То есть мы в какой-то мере новаторы.
Подспудно мы пропагандируем культуру, традиции и обычаи казахского народа.
alt

Участники ансамбля - лауреаты многочисленных конкурсов и фестивалей исполнителей на народных инструментах, участники престижных концертов, как в нашей стране, так и за рубежом, каждый из которых играет на таких инструментах, как домбыра, сыбызғы, шаң-қобыз, саз сырнай, жетiген, қылқобыз и других

В свое время мы объединились с симфоническим оркестром, и получился такой своеобразный тандем - академичность оркестра и наша архаичность фольклорного коллектива.
Мы выступали перед публикой Алматы, Астаны, в Германии и США. Совместно с симфоническим оркестром мы представляли свою музыку в Израиле.
- Расскажите о вашем авторском подходе к репертуару. Насколько бережно вы относитесь к архаичной музыке и какие новшества привносите в ее звучание?
- В нашем репертуаре есть несколько старинных исконно казахских произведений. Народные и авторские композиции. К примеру, мы исполняем “Ћосбасар” Мукея, “Аћћу” Нургисы Тлендиева, “К?роѕлы” Даулеткерея.
К каждому произведению у нас свой подход, мы не только возрождаем их, но и даем им новое свежее звучание. Создаем новое представление о древнем кюе.
А самое главное, мы пытаемся использовать весь потенциал наших инструментов, чтобы создать интересные звуковые эффекты и наполнить ими звучание композиций. С помощью ћобыза мы имитируем клекот птиц, посредством сыбызѕы пробуем создать звуки полета пернатой стаи. Ћыл-ћобыз, домбра, шаѓ-ћобыз, жетiген - все эти инструменты дают неограниченные возможности для создания насыщенной звуками картины.
Например, при воссоздании кюя “К?роѕлы” Даулеткерея об известном батыре К?роѕлы мы попытались создать мост между прошлым и будущим. Если вы послушаете это произведение, вы увидите, что произведение отражает вначале древние времена - архаичный пролог, потом основная часть, созданная Даулеткереем, а оканчивается все современными ритмами ударных инструментов.
Надо заметить, что к созданию каждой композиции мы подходим основательно подготовившись. Мы изучаем его историю, пытаемся понять суть. Мы не пытаемся эксплуатировать старый материал, скорее стремимся возродить его, обогатить и сделать понятным нашему поколению, чтобы его полюбили заново.
Кроме того, как я уже говорил, мы создаем свои авторские произведения и тут уже даем себе волю. Свобода за счет импровизации. Но, конечно, никакая импровизация немыслима без фундамента. Мы все выпускники консерватории.
- Вы используете в своих выступлениях элементы горлового пения. В консерватории такому наверняка не научат, мастер-классов никто не проводит. Где сегодня можно овладеть такими уникальными навыками? Какие источники есть для дальнейшего совершенствования в сфере архаичной музыки?
- Традиция горлового пения в Казахстане была практически утрачена. Но талантливые мастера все-таки есть, и есть, кому передать это неординарное мастерство. Ведь все больше молодых музыкантов проявляют интерес к такому загадочному виду древнего искусства, как горловое пение.
Один из самых известных мастеров - это Едиль Кусаинов, он известен по всему миру. И сейчас наряду с нами появляется много молодых коллективов, использующих горловое пение в своих выступлениях.
- Где можно сегодня найти подходящий аутентичный материал? Вряд ли такую музыку можно скачать в интернете...
- Еще пять лет назад такую музыку было просто невозможно достать. Мы, будучи студентами, интересовались древней тюркской музыкой, но все образцы были на старых неудобных носителях, потертых видеокассетах. Или даже на аудиокассетах. Было очень трудно найти материал.
Сейчас же подходящего материала полно в интернете. Можно и музыку найти, и пособия.
- Где вы достаете уникальные музыкальные инструменты, и насколько их звучание достоверно?
- Все участники “Туран” являются научными сотрудниками Музея музыкальных инструментов Алматы. Мы занимаемся исследованием казахских инструментов, звуки которых современные люди не слышали.
Есть много интересных инструментов, неисследованных современниками, находящихся в тени истории. Такие, как желбуаз, ұран, керней, қамыссырнай.
Мы с ребятами из ансамбля сейчас работаем над тем, чтобы восстановить звучание этих инструментов и включить их в наши выступления.
- В последнее время вы часто представляете Казахстан за рубежом. Для иностранной публики ваша музыка, наверное, азиатская экзотика?
- Мы объехали с гастролями полмира. Были в США, Европе, Восточной Азии, и везде мы сталкивались с интересом слушателей. Наш успех за рубежом обусловлен не только любопытством к экзотике, нам кажется, этот интерес намного глубже. Ведь многие иностранцы по приезде сюда стараются достать не только инструменты для себя, но и пособия по игре на них. В Германии и Турции у нас есть даже свои фан-клубы.
Как-то один политик на иностранном приеме сказал, что вместо послов надо отправлять музыкантов. Так как одно выступление такого коллектива, как наш, может рассказать о стране и ее культуре больше, чем полуторачасовая речь.
В Казахстане мы также попробовали себя на многих концертных площадках, но успех не приходит сразу, и мы осознаем это.
- Расскажите о сотрудничестве с продюсерским центром Карины Сарсеновой.
- Мы вступили в KS-production месяц назад, и нам очень нравится, как устроена работа в этом коллективе. Наш ансамбль давно следил за деятельностью центра, и нам в первую очередь импонирует представленное разнообразие жанров, широта взглядов на творчество. Здесь и классика, и этника, и каждый артист с харизмой.
Разумеется, нам польстило приглашение присоединиться к такой команде, тем более, что это открывает перед ансамблем “Туран” множество перспектив.

Фото из личного архива

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение