|
Ольга Зорина
Пожалуй, только поэты сумеют передать восхищение работой настоящих зергеров! И, возможно, ни одно фабричное украшение не сравнится с живой красотой и авторским стилем филигранного почерка мастера, создающего каждый шедевр, оставаясь наедине с собой, металлом и камнем.
К сожалению, традиционное для Востока ювелирное искусство сегодня большая редкость. Ювелирных дел мастеров можно пересчитать по пальцам. Так происходит потому, что искусство зергера осилит не каждый, оно кроме таланта и многолетних навыков работы требует огромной усидчивости и терпения, а также серьезного знания истории и культуры, считает шымкентский зергер Икрамжан Рафиков
Один из ярких представителей Союза ремесленников Казахстана, он является постоянным участником и победителем международных выставок и симпозиумов мастеров прикладного искусства. В последний раз он представлял свои изделия из серебра и камня на ярмарке ремесленников в Астане на День столицы. Сейчас мастер готовится к участию в традиционном конкурсе “Шебер”, где не раз получал высокую оценку профессионалов за качество своих изделий, и к иранской Международной выставке прикладного искусства, куда готовит копию древней ювелирной работы, найденной при археологических раскопках, - перстень свахи. А мы ведем беседу в мастерской ювелира, небольшой прохладной комнате, уставленной необычными рабочими инструментами и завораживающими внимание ювелирными изделиями в восточном стиле. Говорим о магии камней и серебра, тонкостях мастерства, размышляем об общечеловеческих ценностях.
- Икрамжан, а как получается, что одни люди приходят к искусству, творчеству, а другие - нет? Когда у Вас произошел такой момент и вы решили стать зергером?
- Отец мой был художником-прикладником, работал в Художественном фонде и был оформителем в драматическом театре. Так что все детство я провел за театральными кулисами, особенно ночью мне нравилась сцена, у нее появлялась другая магия, мистическая. И к ювелирному искусству меня подвел отец. Это была его идея, и мне она сразу понравилась настолько, что я стал мечтать о том, когда смогу самостоятельно заниматься ювелирным делом. Сразу после школы я пришел в Художественный фонд в мастерскую известного художника и ювелира Абдуллы Наурызбаева. Я находился возле него постоянно, семь дней в неделю, несколько лет подряд и лишь потом стал работать независимо.
- Скажите, а что влияет на такой выбор деятельности - само искусство или магия металла, камней?
- Это все вместе, но к металлу, серебру у меня особенное отношение, он притягивает меня, и полудрагоценные камни - тоже. А вы знаете, что существует всего несколько видов драгоценных камней - это алмаз, рубин, сапфир и топаз, другие - полудрагоценные. Среди них моими любимыми являются традиционные для Востока сердолик и бирюза. И мне прежде всего интересна и близка история восточных стран, в своих украшениях я соединяю, обыгрываю разные рисунки, фрагменты и орнаменты, известные из прошлого, основным акцентом выбирая все же казахскую стилистику.
- Ранее на Востоке украшения выполняли в большей степени функцию оберегов, а сейчас?
- Но раньше они были еще и предметами роскоши, показывали статус человека. Некоторых невест из богатых семей при выдаче замуж поднимали потому, что они не могли двигаться под тяжестью украшений, тем самым и жених и его семья понимали, что у девушки много родственников, и не бедных. Сейчас это все же просто украшения, как я считаю, и еще посыл к истории страны.
- То есть можно сказать, что Вы своим искусством зергера возвращаете к истокам истории Казахстана и Средней Азии?
- К сожалению, культура уходит от нас. А мы, зергеры, хотим эту культуру как-то удержать. Посмотрите на молодых, многие из них ничего не хотят читать, ничего не хотят знать, если они желают чему-то научиться, то очень быстро, не прикладывая усилий. А кто придет мастерам на смену? Я занимаюсь ювелирным делом 22 года и не считаю себя великим умельцем, учусь каждый день.
- Как Вы относитесь к мнению о том, что каждый камень несет свою смысловую нагрузку?
- Иногда люди вкладывают очень большой смысл в камни, бывает, на выставках такое услышишь! От чего только ни убережет или излечит тот или иной камень! Я же считаю, что нельзя зря обнадеживать людей, особенно тех из них, кто за любую информацию об исцелении цепляется как за последнюю надежду. Я вижу в камне только эстетику, красоту и связь времен.
- Был ли какой-то запоминающийся заказ, который, быть может, произвел особенное впечатление на вас?
- Бывают такие случаи. Например, одна женщина, у которой дочь учится в Америке, заказывает ей украшения в национальном казахском стиле, чтобы молодая девушка не забыла, не потеряла свои корни. Таких клиентов я особенно уважаю.
- Значит, эти произведения несут еще и патриотичный характер?
- Для нас это патриотично, для иностранцев - это экзотика, для кого-то, кто увлекается историей Средней Азии и Казахстана, предметы ювелирного искусства несут кроме эстетики информационную нагрузку. А лично для меня это еще и некая миссия, мне хочется, чтобы через мои работы люди вспоминали свою историю, задумывались над тем, что зергеры имеют прямую связь с нашим культурным наследием. |