|
Мария Жумагулова
Художница Нурия Каспакова умеет вовремя перевернуть страницу и устремиться к новому, неизведанному. И поэтому ей всегда интересно жить и творить. Она уже сейчас может себе позволить поистине царскую привилегию заниматься тем, что нравится ей в данный момент, что созвучно ее настроению.
Нурия легко перестраивается и свою жизнь рассматривает, как радужный калейдоскоп, в котором много граней и все они по-своему драгоценны
Нурия Каспакова находится сейчас в счастливом возрасте, когда ей все дается легко. Она уже не юная, чтобы питать иллюзии, порой нереальные и несбыточные, но и до зрелости еще далеко. Притяжение к прекрасному в ней генетического свойства. Согласитесь сами: тетя - художник, сестра - архитектор. Нурия родилась в среде, где красотой занимались профессионально, с самоотдачей.
Художественная студия, колледж, университет дали ей необходимые знания и определенный художественный опыт. В какой-то момент Нурие показалось тесно в рамках родной Караганды, и она переехала в Алматы, покоривший ее своим динамизмом и интригующей непредсказуемостью.
Со свойственным ей увлечением она занималась миром кино. И сейчас Нурия с удовольствием вспоминает съемки фильма “Подарок Сталину”, где выступила в качестве художника по костюмам. Процесс воссоздания ретроатмосферы как захватывающ сам по себе, так и достаточно ответствен. Сложность ситуации состояла в том, что фильм изобилует массовыми сценами. Нурие и ее ассистентам приходилось использовать все мыслимые и немыслимые способы, чтобы одеть и обуть огромное число народа, убедительно демонстрирующего всем своим видом эпоху Сталина.
Выполнению костюмов предшествовала большая исследовательская работа: изучение фотоархивов и фондов музеев. Особую сложность представляло воспроизведение формы, знаков отличия железнодорожников. Здесь не может быть мелочей. Каждая пуговица, кокарда на фуражке, погоны на кителе - все детали должны быть в точном соответствии со временем. В фильме задействовано много главных героев, разных по своему социальному статусу, по национальному признаку.
К примеру, колоритна фигура дунганина, одетого несколько разношерстно, согласно историческим реалиям: обычная рубаха, китель и восточная тюбетейка. Способы “одевания” персонажей были порой довольно изощренными. Нурие пришлось срочно организовать командировку к своей бабушке в Караганду, где в ее арсенале она обнаружила поистине драгоценные экземпляры - обувь горожан и сельчан того времени, отличающуюся добротностью пошива. Все это бережно и с любовью сохранено (свойство, так присущее старшему поколению).
Многие костюмы шились в современных мастерских, и их приходилось искусственно старить. Здесь хороши были любые средства. К примеру, новые кирзухи безжалостно растирали железными щетками; военную форму покрывали пылью, заливали краской, водой и т. д.
Сегодня для Нурии кино - в какой-то мере пройденный этап. Она здесь попробовала себя в разных ипостасях: есть у нее в запасе работа художника-постановщика и небольшие эпизодические роли, участие в съемке рекламных роликов... Она исподволь изучила этот по-своему интересный и захватывающий мир и на какое-то время решила отойти от него, чтобы заняться другим. Ведь кино - это прекрасная, но иллюзия.
Нурие доставляет удовольствие создавать рукотворную красоту. Будучи творческой личностью, она не боится совмещать свои художественные пристрастия с коммерческой окупаемостью. Она органично вписалась в прагматичные реалии сегодняшнего дня, не поступаясь своими творческими принципами. Нурия охотно исполняет частные заказы, где может проявить свой художественный вкус и талант модельера. Выполненные ею костюмы для шоу-бизнеса оказались востребованными в силу оригинальности замысла, тонкости исполнения. Ей в одинаковой мере удаются как изощренные конструкции старинных костюмов, требующие скрупулезной работы, так и современные модели. Ретроспективный стиль и модерн мирно уживаются в творческом багаже Нурии.
Художница легко переходит от одного вида деятельности к другому. Ей по силам любые технологии. Ведь она получила образование по двум специальностям - “художник” и “дизайнер”, и, как оказалось, этот выбор получился беспроигрышным.
Декоративные композиции требуют долготерпения. Ручная работа доставляет удовольствие и забирает много времени. Ее композиция “Семья” выполнена в технике гобелена, где тонко варьируется фактура - от идеальной гладкости до рельефной игры текстуры; перламутровые вставки жемчужин вкупе с изысканным морским колоритом воспроизводят сказочный водный мир. А в целом это семья, где “Рыб”, “Рыба” и “Рыбенок” с почти детским очарованием являют нам идиллию домашнего мира и покоя.
Использование такого теплого материала - шерсти и дерева - вполне оправданно для такой умилительной сцены. Конструктивная ясность и законченность композиции достигнута за счет того, что гобелен вставлен в ажурную декоративную раму, очерчивающую абрис рыбы.
Но, пожалуй, самая любимая часть творчества Нурии - это живопись, к которой она неизменно возвращается. Она не выполняет картины на заказ, и потому они самые энергоемкие и “душевнозатратные”. Они составляют самую интимную сферу ее изысканий. Многие из них просто не рассчитаны на размещение в домашнем интерьере. В них Нурия выплескивает свое внутреннее состояние, и не всегда это бывает в мажорном ключе. Ведь все, что нас окружает, настолько разнообразно и изменчиво! Только импульсивная живопись может быть на самом деле искренней.
В картинах и графике Нурии не так просто разобраться. Они больше рассчитаны на ассоциативное мышление. Здесь всегда явно присутствует женский взгляд на мир. Ее образы подчас иллюзорны, созерцательны, а порой приобретают жесткие формы. Как, впрочем, и сама Нурия, на первый взгляд, нежная, легкая и одновременно достаточно сильная натура, которая четко представляет свои задачи и приоритеты. Ей очень близки восточные мотивы. И в технологии живописи она умеет отходить от традиционных схем. Потому отдельные ее композиции воспринимаются визуально, как тонкая рукотворная вышивка.
Свое главное предназначение Нурия видит в желании и умении создавать красоту разными способами. Ведь искусство привлекает ее своей потрясающей неконкретностью на уровне неуловимых шорохов и запахов, требующих безграничной интуиции. И еще оно продолжает ей давать шансы для бесконечных экспериментов в любимом деле. |