|
Ольга Шишанова
В столичной галерее “Куланши” проходит вернисаж художественных произведений мастеров из Атырау. Тринадцать художников, объединенных творческим союзом “Ак желкен”, представили свои работы под общим девизом “Золотая лодка”
Художественные взгляды дарований из Западного Казахстана оказались весьма разнообразны, а столь необычное название выставки - “Алтын кайык” было одновременно связано и с одноименной статуэткой, которая ежегодно вручается лучшему художнику в Атырау за мастерство, и со старинной легендой.
Говорят, когда-то в древнем городе Сарайчик, через который в свое время пролегал Великий шелковый путь, хан Жанибек велел соорудить для своей дочери искусственное озеро, а вокруг посадить красивые деревья. Ханская дочь любила совершать прогулки по озеру в золотой лодке. Каждый раз, когда в озере меняли воду, хан настаивал, чтобы поверхность озера была слегка присыпана сахарной пудрой. Поэтому с тех пор в народе это озеро прозвали Секерк?л, что значит Сахарное озеро. Но случилось так, что девушка внезапно умерла, и ее похоронили вместе с золотой лодкой. Однако место захоронения неизвестно до сих пор. Что касается статуэтки, которую отлили из бронзы и покрыли чистым золотом, то она была изготовлена по проекту атырауского скульптора Серика Матениязова.
Кстати, первым обладателем этого приза - “Алтын қайық”, вручение которого прошло в творческом центре “Ак желкен”, стал Исим Арыстанов, чьи работы в числе других участников были представлены в столичной галерее. До того, как произведения художника попали на вернисаж в “Куланши”, они были признаны лучшими на областной выставке. “В последние годы изобразительное искусство полностью завладело мной. Но рисование - дело не из легких. Зато когда работа удается, испытываешь огромную радость”, - делится Исим.
Наверняка пример коллеги вдохновил и скульптора Марата Габдрахманова, который представил на суд столичных зрителей статуи Томирис и Атиллы из серебра и золота.
Как говорит сам автор, несмотря на то, что эти исторические герои жили на земле несколько веков назад, он решил воскресить их и отлить историю скифов в золоте и серебре. Скульптор пережил период сильного увлечения историей своего народа. Изучать ее он начал издалека - со времен гуннов и амазонок.
По мнению арт-критиков, занявшись сначала только историей казахов, художник “незаметно для себя охватил более широкие темы”. Вот и получилось, что героями его выставки стали не только Томирис и Атилла, но и другие древние предки будущих кочевников, характер и судьбу которых смог передать мастер. “Через мимику, пластику лица, какой-то поворот руки буквально, на этих нюансах можешь передать целую трагедию. И наоборот, радость, разочарование, что угодно. В этом прелесть, поэтому этим очень приятно заниматься”, - говорит Марат.
Руководитель современного центра “Куланши” Лейла Махат считает: “Здесь все намного глубже. Здесь история изобразительного искусства всего мира. Сразу понятно по его работам, что человек очень серьезно интересуется историей и очень привязан к своей стране. Поэтому, может быть, те спорные моменты, о которых вы говорите, это своего рода передать трактовки истории человечества, попытка передать ее через национальные образы”.
Материал для своих скульптур - благородные металлы - художник выбрал не случайно: под стать их исторической значимости. Да и вес фигур немаленький - каждая весит более двух килограммов. Кстати, некоторые работы скульптора украшают коллекцию главы государства.
Впрочем, тем же может похвалиться и старший преподаватель Западноказахстанского института искусств Тулепберген Сарманбеков. У мастера очень много различных работ, но наиболее примечательной до сих пор он считает скипетр. Как рассказал сам художник, стержень скипетра он изготовил из уральской вербы. Потом нанес позолоту и украсил несколькими рубинами, а на вершине разместил золотого крылатого льва, как символ власти. По словам Сарманбекова, он и не предполагал, что скипетр попадет в коллекцию к президенту, но очень гордится этим. Кстати, Тулепберген очень разносторонний мастер - кроме ювелирных украшений он занимается чеканкой, филигранью, ковкой, резьбой по дереву и камню.
А вот член Союза художников Адильгали Баяндин предпочитает создавать живописные произведения, причем первые его работы, сотворенные мастером еще в студенческие годы, были посвящены родным местам. Особо дорого живописцу небольшое полотно, на котором мастерски изображен ветхий домик его отца и вечерний аул, в котором родился сам автор. Однако сегодня мастер рассказывает о различных деяниях предка-земляка Кобланды батыра, известного из сказаний. По словам искусствоведов, “работы мастера кисти выполнены в разнообразной технике. Здесь есть магические по своей красоте полотна, написанные маслом и акриловыми красками, есть картины, рисованные гуашью”.
Его молодой коллега, Нурбол Амиржанов, окончил художественно-графический факультет Алматинского государственного университета имени Абая, что, вероятно, и повлияло на его выбор творческого почерка. Все свои произведения художник выполняет в одной из самых сложных графических техник - линогравюре. Тематика представленных работ молодого мастера в основном затрагивает казахскую историю, национальные обычаи и традиции и посвящена самобытному народному фольклору.
Добавим, что после окончания вернисажа организаторы планируют представить работы всех номинантов выставки в рамках международного проекта этнокультурной экспедиции “Дала жусаны - Полынь степи” в России.
Астана |