|
Ольга Шишанова
Все его персональные фотовыставки носят название “Состояние”. Сегодня фотограф Генрих Куприянов представляет на суд зрителей, ценителей прекрасного и тех, кто любит свой город, шестой по счету вернисаж
Итак, наш сегодняшний герой - Генрих Куприянов - фотограф и по совместительству стоматолог, чьи фотографии давно не нуждаются в представлении. На нынешнем вернисаже в столичном Музее современного искусства представлены 43 его работы, запечатлевшие различные мгновения из жизни Астаны и Акмолинской области. Хотя и так понятно тем, кто давно знаком и следит за творчеством мастера, что каждая новая выставка Генриха Тимофеевича - это гимн родному краю. И он снова продолжает тему, которая постоянно освещает состояние его собственной души, отзывающейся на любое прикосновение красоты природы и любимого города.
Вообще все его фотографии отличает тонкое чувство стиля, он реалист и романтик, не чуждается модернистских экспериментов с формой и цветом. Его творчество узнаваемо, несмотря на то, что экспозиции каждый раз включают в себя множество разных жанров: пейзажи, натюрморты и даже портреты.
Хотя было время, когда он писал пейзажи акварелью, увлекался иконами, камнями, но только фотография, по его словам, дала ему, как человеку увлеченному и творческому, “великое чувство свободы”.
Рассветы и закаты, зимы и весны, городские и сельские виды - обо всем повествует художник с особенной теплотой. В то же время, по мнению почитателей его таланта, отличительная черта его работ - это прямо-таки звенящая тишина. Не только в пейзажах, но и в натюрмортах. Они ясные, чистые, словно промытые, в них “играет” каждая, даже самая мелкая деталь: стебли, лепестки цветка, кристальная прозрачность стекла, запечатленная мастером с помощью своего верного фотоаппарата.
Не скрывает своего отношения Генрих Куприянов и к своим героям: “Скульптор В.Б. Пирожков”, “Фермер П.В. Аксенов”, “Валерия” - все они, несомненно, показаны им с большой любовью и уважением. Причем как истинный художник Генрих Куприянов видит свои сюжеты и подмечает нечто необычное в своих героях, чего никто другой вроде бы не замечает.
Наверное, поэтому его сюжеты так легко читаются. Например, на одной из фотографий женщина в полутемном подземном переходе поднимается по лестнице, и ее силуэт четко виден на фоне прямоугольника света. В результате получается не просто фотография, а настоящий “свет в конце туннеля”. Или серия снимков “На рыбалке”. Пока рыбак занят наживкой, у него за спиной ласка пытается вытащить рыбешку из ведра, но не убегает даже тогда, когда человек оборачивается к зверьку. Чем не диалог двух миров - столь разных и одновременно столь похожих? И так во всем - ясность сюжета, четкость, которые не требуют ни объяснений, ни дополнений. Чем и выдают истинное мастерство фотографа.
Когда его спрашиваешь, насколько часто он приходит за “повторным” кадром, на одно и то же место ради снимка, он отвечает, что почти не делает этого. Если есть сюжет, то он снимает его сразу, особенно, если есть соответствующее настроение. Как говорится, работы получаются прямо с ходу, потому что при повторе определенной атмосферы и, конечно, сюжета, уже нет. Так получилось у него с серией фотографий “Прогулки по набережной”. Когда он, по его словам, во время прогулки обнаружил стену, на которой мелом было написано множество признаний в любви, как оказалось, Куприянов был без фотоаппарата. Но когда вернулся уже с ним - надписей не было...
Говорят, когда-то “великим немым” называли не только кинематограф, но и искусство фотографии. Кстати, история ее становления насчитывает около двух столетий, но до сих пор ее мир считается одним из самых сложных. Считается, что “чем старше фотография - тем она таинственнее”, до сих пор никакой вид деятельности в области художественного творчества так не изменял представления о мире, как фотография. Ее формула по-прежнему неизменна: есть, было и будет.
Сегодня фотография не только стала массовой, популярной, необходимой и демократичной, но и активно вторглась во все сферы нашей современной жизни. Ведь создание фотографии сегодня практически доступно каждому. И цель ее при этом разная - семейный альбом, газета или журнал, рекламный щит, этнографические экспедиции, путешествия, наука, криминалистика и многое другое.
Несмотря на серьезное развитие цветного фотоизображения, мастера все больше возвращаются к эффекту черно-белых отношений, контрастов и мягких полутеней, так как именно это вносит некой элемент условности, делая искусство искусством. Не следует забывать и о том, что любая фотография ностальгична. Это эхо нашей памяти. Уникальный момент, мгновения, превращающиеся в вечность...
И пусть кино уже давно заговорило, искусству светописи это не нужно. Ведь у него свой язык, которым в совершенстве владеет Генрих Куприянов, фотохудожник-философ, лирик и, по отзывам друзей, человек с замечательным чувством юмора.
Астана |