|
Ольга Зорина
Графика возвращается!
Неподкупная, не поддающаяся коммерциализации и массовости. Об ее особенностях и тонкостях перевода говорилось на открытии выставки графических работ и презентации художественного издания “Графика Темирхана Ордабекова и Батухана Баймена”, которая состоялась в Шымкенте в Художественной галерее Бейсбековых
На выставке “Учитель и ученик” представлено 30 черно-белых и цветных графических работ. Учеником выступил, собственно, Батухан Баймен, а его учитель, соответственно, Темирхан Ордабеков. Правда, нам, зрителям, называть состоявшегося художника Батухана Баймена учеником довольно сложно, но, тем не менее, это его дань своему учителю, которому он благодарен за развитый в нем талант и любовь к творческой работе.
Темирхан и Батухан - одни из самых сильных графиков Казахстана. Председатель Союза художников Казахстана Байтурсын Уморбеков, возглавивший серьезную делегацию творческой элиты страны на юг Казахстана, назвал данное событие знаковым в истории современного казахстанского искусства. Помимо самих художников и председателя СХ РК, в Шымкент на открытие выставки приехали и другие именитые художники.
Недавно в Евразийском национальном университете имени Льва Гумилева состоялось расширенное заседание Межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Казахстана, что можно назвать переломным этапом в жизни страны. Творчество многих казахстанских художников, независимо от государственной политики, всегда было тесно переплетено с историей своего государства. Более того, настоящие художники всегда владеют глубинными познаниями в области истории и литературы, что находит свое отражение в их творчестве.
Семья художников Бейсбековых, открывших многофункциональную, отвечающую всем современным требованиям, галерею, сделала акцент на пропаганде казахстанского искусства, уходящего корнями в историю своего народа. И новая выставка работ двух именитых и талантливейших графиков - это еще один шаг для того, чтобы познакомить казахстанцев и гостей страны с яркой и великой культурой нашего государства.
- В искусстве европейских и восточных стран исторически сложилась традиция преемственности знаний через взаимосвязь “учитель - ученик”. Многие мастера эпохи Возрождения проходили обучение у больших художников: держали палитру, пока мастер работал, “считывали” каждый штрих, нанесенный на холст, и умение передавать эмоции, - сказал профессор Б.Уморбеков. - Мой приезд сюда связан с участием в открытии выставки и презентацией книги “Графика Темирхана Ордабекова и Батухана Баймена”. Думаю, что это значительное событие на сегодняшний день в художественной жизни нашей республики, потому что Темирхан Ордабеков - это один из лучших мастеров в изобразительном искусстве Казахстана, а Батухан Баймен - это его ученик, последователь линогравюры, достигший определенных успехов в выразительных средствах на художественном уровне. Он более углубленно всматривается в суть самой жизни и тем ценнее его работы и интереснее тематика.
Графика Баймена удивительно музыкальна, меланхолична и литературна. Именно так, потому что автор нередко обращается к гениальными творениями известных писателей. И зритель не может пройти мимо художественных размышлений Батухана Баймена, основанных на произведениях Абая, романах Чингиза Айтматова. А его кустодиевская, по замечанию арт-критиков, серия “Астана” и вовсе завораживает.
“В серии-триптихе “Астана” те же раздумья о человеческой жизни, важности семейных ценностей и преемственности поколений. Образ молодой столицы ассоциирован здесь с образом юной девушки, как бы размышляющей на эту тему. В основе цветовой гаммы взято то же цветосочетание синего, голубого и белого, но дополнительное введение черного и густой охры, как и работа большими плоскостями, используемыми при построении архитектурных проектов, вызывает иное ритмическое ощущение, напоминающее о напряжении пульсирующей жизни суперсовременного города. Это подчеркивается и особым художественно-пластическим приемом: центр композиции каждого листа занимают оконные проемы, за стеклом которых или вне его помещены действующие персонажи...” - пишет искусствовед Камилла Ли.
В годы учебы Баймена Темирхан Ордабеков был первым педагогом, открывшим ему тайны графического искусства. И они оба сейчас с юмором вспоминают, как строги и взыскательны были педагогические приемы.
- Да. Я рвал то, что мне не нравилось, выбрасывал, запирал его в мастерской, - признается Темирхан Ордабеков. - С таланта всегда спроса больше! Так было тогда, так и сейчас.
А еще художники, другие ученики мастера, вспоминали, как подражали ему во всем, даже в манере одеваться, вспоминали, как он гордо носил свой длинный черный плащ, как легко фланировал по коридорам альма-матер. Профессор Темирхан Ордабеков - основатель собственной школы линогравюр, он и сейчас и молод, и бодр, и энергичен и продолжает воспитывать новую плеяду талантливых учеников в стенах Алматинского Государственного университета имени Абая. |