|
Айгерим Бейсенбаева
В Алматы открылась художественная выставка, раскрывающая образ Казахстана в необычном незнакомом нам жанре поп-арт.
Серия работ известного немецкого дизайнера, художника и фотографа Бернда Луца KazArtPop представляется в самом крупном музее страны - в Центральном государственном музее РК.
Что общего между Казахстаном, коммерчески окрашенным поп-артом и немецким художником? На этот вопрос попробуют ответить сам автор и его работы
Поп-арт получил распространение в 1950-1960-х годах как направление в изобразительном искусстве, использующее образы близкие и знакомые обществу потребления.
Мы все помним странные размноженные образы Элвиса Пресли и Мэрилин Монро, бананы и банки томатного супа Энди Уорхола и ироничные сюжеты Роя Лихтенштейна, похожие на картинки из популярных в то время комиксов. Эти образы и сюжеты плотно вошли в массовую культуру, став своеобразными притягательными иконами и брендами искусства.
В Казахстане поп-арт вряд ли имел бы такое название хотя бы потому, что он здесь не популярен, но чужой взгляд на нашу страну через яркий калейдоскоп поп-арта нам, без сомнения, интересен.
Презентация работ известного немецкого художника Бернда Луца прошла в Государственном музее РК с должным официозом. В принципе, нам интересно все, что как-либо связано с нашей страной, особенно если это взгляд извне.
Бернд Луц с ранних лет занимается изобразительным искусством, работает маслом, акрилом, рисовал комиксы и мультфильмы. В настоящее время работает в стиле поп-арт, а также дизайнером, пробует себя в кинематографии и документалистике.
На выставке представляется более 40 работ художника. Преимущественно яркие коллажи, сработанные посредством нанесения ярких акриловых красок на фотографию. Какие образы использует автор? Знакомые и близкие, как положено - стройный Байтерек, монумент Независимости на Новой площади Алматы, узнаваемые здания двух столиц, беркуты, кони, казахские красавицы в полном национальном убранстве... Одним словом, вся брендовая символика Казахстана, призванная представить страну в лучшем свете перед другими странами. Выставка создает некоторое дробное впечатление о Казахстане, и общая эмоциональная мозаика как-то не складывается. Эти яркие графические работы скорее подошли бы для картинки магнитов на холодильник, чем для гордой демонстрации в одном из самых крупных и уважаемых музеев страны.
Однако интересно, что же все-таки общего между немецким художником, поп-артом и Казахстаном? Как сложилось это необычное сотрудничество? Об этом мы спросили у рассеянно расхаживающего по залу автора работ - немецкого дизайнера, художника и фотографа Бернда Луца.
- Дело в том, что моя жена из Казахстана, - сообщил Луц, чтобы сразу внести ясность в этот вопрос. - Я познакомился с ней в Париже. И так как она стала частью моей жизни, и Казахстан тоже вошел в нее - я стал часто приезжать сюда. Узнал эту незнакомую для себя страну лучше, вдохновился ее красотами, культурой. Мое творческое исследование Казахстана длится уже два года, и оно должно было вылиться в произведения.
- Вы нам представили живопись на фотографии. Расскажите о своей технике, чем она Вас привлекает?
- В поп-арт нет определенной канонической техники. В нем используют самые разные комбинированные методы изображения.
Я комбинирую фотографию и рисунок акрилом. В основном, поп-арт, конечно, основывается на фотографии.
- Почему именно поп-арт? Неужели он по-прежнему актуален в свете развития компьютерных технологий? Разве им сейчас кого-нибудь удивишь?
- Вы знаете, поп-арт по-прежнему очень популярен в Европе и США. И об этом говорит существование и развитие множества стилей этого направления. Есть стили в фотографии и живописи, а поп-арт - как раз то связующее звено, объединяющее в причудливых комбинациях эти направления. Это искусство для всех.
Вообще, искусство - это то, что рождает эмоции. А в направлении поп-арт есть все, что может зацепить самых разных людей. Потому его и называют поп-арт, то есть популярный.
“Поп-арт - это любовь, так как поп признает все... Поп подобен разрыву бомбы. Это американская мечта, оптимистичная, щедрая и наивная”. Это слова Роберта Индиана, основоположника искусства коллажа и ярого поклонника поп-арт. Для меня эти слова являются самым блестящим описанием, и для меня они как поэма о любви.
Эта форма использует техники коммерческого искусства, реалистичные, смелые, бросающиеся в глаза образы и материалы. Поп-арт намеренно нейтрален и в то же самое время необычайно разнообразен. Он не придерживается последовательности в стиле, формах и материалах.
В словах Бернда Луца действительно чувствуется интерес к поп-арту и желание художника заразить своим видением зрителей, но в его работах, посвященных Казахстану, этого, к сожалению, не видно.
Справка “НП”
Бернд Луц - немецкий дизайнер, художник.
Участник фотобиеннале, кинофестивалей и художественных и мультимедийных выставок в стиле поп-арт в Национальном музее автомобилей г. Мулюз (Франция, 2011-2012 гг.), г. Роттенбург (Германия, 2009-2010 гг.), в медиацентре, г. Тутлинген (Германия, 2009 г.), в шоу программах в стиле “Культ-поп”: “Ретромобиль”, г. Париж (Франция, 2013 г.) и других.
Его работы более 40 раз были отмечены жюри международных конкурсов.
Произведения Луца вошли в “Большую энциклопедию логотипов” (США, 2001 г.), в “Большую энциклопедию визитных карточек” (США, 2008 г.), в “Большую энциклопедию дизайна” (США, 2000 г.), во “Всемирную книгу по креативным идеям дизайна” (2000 г.).
Бернд Луц награжден Гран-при BestofLogo-Design 5 (США, 2007 г.), “Признание” (США, 1997, 2000, 2001 гг.), 5 медалями: золотой “Трофи” (США, 2006 г.), 2 золотыми, серебряной и бронзовой медалями Werbe-Profi - за профессиональную рекламу интернета, магазина, логотипа (Германия, 2009, 2010, 2012 гг.). |