|
Ольга Шишанова
Перекрестные сезоны Казахстан - Франция набирают обороты. О предстоящих гастролях Национального оркестра из города Лилля, которые состоятся в сентябре нынешнего года в столице Казахстана, любезно согласилась рассказать в эксклюзивном интервью нашему изданию специальный советник по внешним связям коллектива Жаклин Брошен
- Мадам Брошен, чем был обусловлен выбор именно Национального оркестра из города Лилля для представления классического репертуара казахстанским слушателям, ведь во Франции множество музыкальных коллективов, исполняющих классическую музыку?
- Все началось с того, что в 2010 году у нас были гастроли по Китаю - мы приезжали туда на Всемирную Шанхайскую выставку. Кроме того, в этом же году мы выступали с большими гастролями по России в рамках перекрестных сезонов Франция - Россия по таким городам, как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург и Тюмень. У нас было запланировано новое турне в Китай в мае этого года, поэтому господин посол обратился к нам с тем, чтобы по дороге в Китай мы могли заехать в Казахстан и выступить здесь. Но так сложилось, что наши гастроли в Китае не состоялись, а проект, тем не менее, сохранился, и мы решили предварительно его воплотить на казахстанской земле в сентябре.
- Несколько слов о программе, которая прозвучит для казахстанских слушателей...
- Программа уже утверждена. Симфонический оркестр под управлением Жана-Клода Казадезюса будет играть увертюру из музыкального произведения Вебера “Оберон”, концерт для скрипки Петра Чайковского, отрывки из “Кармен-сюиты” Бизе и музыку Стравинского “Жар-птица”. Плюс казахстанская солистка Алена Баева будет выступать с оркестром с соло на скрипке.
- Почему именно эти произведения Вы решили представить вниманию казахстанской публики?
- Выбор сделал сам дирижер. Полагаю, он руководствовался тем, что хотел привезти известнейших русских и французских композиторов. В частности, первая часть будет более романтичная - в ней прозвучит музыка Чайковского и Стравинского, музыкальных мэтров, которых очень хорошо знают во всем мире. Вторая часть отражает французско-русский период - музыку балета “Жар-птица” Стравинского, созданную в период бурного культурного развития между двумя странами. И, естественно, это “Кармен-сюита”, которую все очень хорошо знают, которая постоянно у всех на слуху, так же, как и фамилия ее создателя - французского композитора Жоржа Бизе.
- Что предпочитают исполнять музыканты коллектива, каков репертуар оркестра?
- Оркестр является национальным, поэтому, естественно, исполняет французскую музыку - от классической до современной. Кроме того, оркестр играет всю ту музыку, которая широко известна, включая в свой репертуар музыкальные произведения иностранных авторов, например, немецких композиторов. Не чужды музыкантам оркестра и русские композиторы, особенно учитывая, что у дирижера в какой-то мере имеются русские корни, и он старается это в любом случае популяризировать. Например, под его руководством была адаптирована одна из музыкальных пьес Мусоргского для фортепиано с оркестром. В настоящее время оркестр готовится к исполнению музыкального произведения “Весна священная” композитора Игоря Стравинского.
- Каковы Ваши музыкальные предпочтения?
- Лично мне очень нравятся первые пять симфоний Майера. Также очень близка мне по духу и характеру музыка Шостаковича, а еще я очень люблю Равеля. Например, его вальсы.
- Какая публика, на Ваш взгляд, наиболее восприимчива к той музыке, которую исполняет оркестр?
- Наверное, здесь надо говорить, в первую очередь, о различных уровнях восприятия, поскольку публика везде совершенно разная. Есть, например, страны, которые богаты музыкальными традициями, те же Австрия, Германия, Россия, которые музыку слушают очень внимательно и глубоко. Есть страны, где классическую музыку не знают настолько хорошо, но слушают с большим энтузиазмом и она их очень привлекает. Либо взять китайскую публику, которая только открывает для себя классическую музыку, так как жители Поднебесной с ней недостаточно хорошо знакомы.
Мне запомнился один случай во время нашего гастрольного путешествия по черной Африке. Местным жителям на этих концертах очень понравился классический репертуар в исполнении нашего оркестра, но вот код его восприятия у них был совершенно другим, чем тот, с которым до этого нам приходилось сталкиваться. У них оказался совершенно другой ритм, другое восприятие - они пускались в пляс под музыку Бизе из “Кармен-сюиты”. Но мы поняли - им это нравится, и это главное. Поскольку публика нам встречается самая разная, то мы стараемся всем угодить, всем понравиться. Наш дирижер придерживается того мнения, что “музыку надо нести повсюду”. Это философия нашего оркестра, поэтому мы выступаем даже в тюрьмах перед заключенными, считая это правильным.
- Что вы ожидаете от казахстанской публики?
- Едва прилетев в вашу страну, мы сразу пошли знакомиться со столичным залом в ЦКЗ “Казахстан”, где нам предстоит выступать. На самом деле - зал уникальный, весь из дерева, а это говорит о том, что у него просто замечательная акустика. И, по моему мнению, если в этом зале уже выступали со своими музыкальными номерами такие артисты, как Гергиев, Мацуев, Спиваков, то, полагаю, к нам придет публика уже подготовленная - они уже слушали такого рода музыку. Так что, надеюсь, мы также получим удовлетворение от казахстанской публики, чью сердечность и радушие мы ощутили уже сейчас.
Справка “НП”
Национальный оркестр города Лилля был основан в 1976 году при поддержке государства, а также администрации региона Северный Па-де-Кале. Этот художественный проект создан по инициативе Жана-Клода Казадезюса и рассчитан на широкую аудиторию. Цель проекта - распространение широкого репертуара, исполнение современных сочинений, продвижение молодых талантов, образовательная деятельность, а также мероприятия для молодежной аудитории. По приглашению руководителя коллектива, с Национальным оркестром Лилля сотрудничают дирижеры и солисты всего мира и, по его выражению, “несут музыку повсюду”. Оркестр регулярно выступает на радио и телевидении и ведет активную звукозаписывающую политику.
За время своего существования Национальный оркестр Лилля стал визитной карточкой своего региона, а также французской культуры в целом не только у себя дома - во Франции, но и за рубежом. Кроме того, для почти 200 разрозненных местных органов власти, которые составляют регион Северный Па-де-Кале, оркестр стал объединяющим музыкальным началом. Коллектив принимали на четырех континентах в более 30 странах мира.
Астана |