|
“Прежде всего, я знаю, что жизнь для фотографа не может быть безразлична”.
Роберт Франк, знаменитый фотограф, кинорежиссер
В Германском музее горного дела города Бохум проходит выставка под названием “Неизвестный Казахстан - археология в сердце Азии”. В течение шести месяцев Запад будет иметь редкую возможность знакомиться с культурой Великого шелкового пути и “считывать” с экспонатов практически всю историю номадов.
Немецкие ученые совместно с казахстанскими специалистами Института археологии имени А.Х. Маргулана в городе Астане во главе с его директором З. Самашевым практически три года собирали по Казахстану экспозиционный материал, в том числе научные труды и уникальные фотографии. На основе тщательно отобранного материала была сформирована вышеуказанная выставка, а также подготовлен и издан солидный двухтомный каталог. Как в экспозиции германского музея, так и в каталоге представлено немало фоторабот археолога, старшего научного сотрудника отдела археологии Южно-Казахстанского историко-краеведческого музея Андрея Донца. Кстати, его работами оформляются некоторые специальные издания международных авиалиний
Андрей известен в Шымкенте как фотохудожник со своим фирменным стилем, глубиной проникновенного взгляда в суть природы и человека, а также происходящих вокруг событий, которые ему самому близки и интересны.
Визитная карточка Андрея - удивительные панорамные пейзажные снимки нереально огромных размеров с чистотой палитры и четкости передачи естественного изображения. Сам же он постоянно скромничает и не считает себя профессионалом, потому как на своем искусстве не зарабатывает, а получает исключительно наслаждение. В родном городе его так же знают, как альпиниста, туриста и краеведа, а еще завсегдатая всех театральных и музыкальных встреч. Нам же захотелось поговорить с ним об искусстве фотографии и получить некоторые рекомендации для любителей фотосъемок.
- Андрей, давай все-таки начнем разговор с того, как попали твои фотографии в международный проект?
- Немецкие и наши ученые приезжали в музей, отбирая экспонаты, интересовались, откуда они, и я показывал на своих фотографиях, где и что было найдено в ходе археологических находок. Они смотрели и отмечали для себя какие-то пейзажи, панорамные виды, которые им могли бы понадобиться для экспозиции и каталога. Таким образом, я передал им серию фотографий, о дальнейшей их судьбе не знал, поскольку на самой выставке не был, но директор нашего музея съездила в Бохум и привезла оттуда каталог в двух томах, посвященный экспозиции. Так я увидел, что в нем опубликованы и подписаны мои фотографии в количестве 21 штуки. Но там я, собственно, не один такой из Казахстана. В этом каталоге много авторов из Казахстана.
- Какие из твоих снимков в этом каталоге?
- В каталог попали городище Сауран, мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи, Борижарский могильник, пейзажи Сырдарьи, долины предков в верховьях Сазан-аты, Сузака, другие панорамные виды и наши музейные экспонаты.
- Кого из профессиональных фотографов ты назвал бы в числе самых лучших?
- Я мог бы назвать несколько человек, которых достаточно хорошо знаю. Это Олег Белялов, Анатолий Устиненко, Николай Постников. Эти имена казахстанской фотографии достаточно известные. Их, конечно, больше, но я знаком именно с этими людьми и мне нравится их стиль работы, мне по душе то, что они делают. Это действительно мастера, тем более, что некоторые из них, тот же Анатолий Устиненко, ученик самого Иосифа Будневича, великого фотографа...
- А прогремевший в Европе Саид Атабек?
- Он - художник по фотографии, то есть он художник изначально, а фотография дала ему возможность еще как-то выразиться. У него это получается очень своеобразно, и это то, что отличает наших художников вообще, а его - в частности. У него очень интересные подходы, работы, динамика необыкновенная...
- С каким видом искусства ты бы сравнил фотографию?
- В любом случае, построение композиции, что у фотографа, что и у художника, очень близко переплетается, и потому даже студенты, которые, к примеру, учатся на художественных отделениях, постепенно осваивают искусство фотографии. Так что творчество фотографа близко к созиданию художника. Плюс вспомогательные исторические дисциплины, как говорили наши педагоги, когда я учился. То есть, если снимаешь человека, то приходится быть и режиссером, и сценаристом в какой-то мере. Но не в моем случае, я не свадебный фотограф, я не люблю снимать людей, а если и делаю это, то зачастую украдкой, чтобы человек получился естественно.
Ольга Зорина |