|
Айгерим Бейсенбаева
Всемирный день джаза под эгидой ЮНЕСКО отметил весь мир 30 апреля.
Подхватил эту жизнерадостную музыкальную волну и Казахстан.
В Алматы прошел Международный музыкальный фестиваль JAZZYSTAN, на котором отыграл знаковый британский коллектив Incognito.
Фестиваль - это празднование самой жизни, считает лидер группы Жан-Поль Моник, и к джазу это относится в большей степени.
На концерте музыканты сыграли немного старого, немного нового и немного заимствованного, как в старой английской поговорке. Мы не собираемся оправдывать ожидания, признались музыканты до выступления, наша музыка - это всегда что-то неожиданное, потому-то мы и называемся Incognito
Философия британской группы Incognito - это быть незнакомцами для любой публики, но играть так, чтобы их хотелось узнать лучше.
“Когда ты приезжаешь на вечеринку инкогнито, никто не знает, кто ты, и это интригует, - признается глава коллектива Жан-Поль Моник. - Также и группа. Тут не важно, кто мы и как выглядим, мы хотим, чтобы нас оценивали только по нашей музыке”.
Это третий визит коллектива в Алматы. Предыдущие два были на частные мероприятия, и вот теперь и у широкой публики возникла возможность изведать эту неизвестную территорию музыки.
Incognito интересны тем, что у коллектива нет постоянного списка участников. Лидер группы известный музыкант Жан-Поль Моник с момента создания проекта в 1981 году сотрудничал со многими музыкантами. Через коллектив за годы существования прошло около 1,5 тысячи музыкантов, и Моник надеется продолжать в том же духе. Сейчас в составе группы 13 человек.
- Есть определенная философия в том, как набирают музыкантов в группу, - рассказывает гость JAZZYSTAN Жан-Поль Моник. - У нас есть несколько критериев. Первый: вы должны быть готовы к разъездам по миру. Второй: вы должны жить в Лондоне. Мы очень много путешествуем. Это то, чем мы занимаемся последние 34 года, - разъезжаем по миру с хорошей музыкой.
Конечно, у нас есть несколько хитов, но в целом наша музыка не коммерческая. Не так много денег мы зарабатываем, но я всегда сражаюсь за группу. Только самые живучие остаются со мной надолго, ведь эта работа тяжелая.
Хороший пример - это наш барабанщик, которого мы встретили в Италии. Он сказал тогда, что когда-нибудь будет играть с нами. В принципе, мы часто слышим такое от самых разных музыкантов по всему миру. Я ему ответил: “Чтобы играть с нами, ты должен много знать. Если я тебе скажу, сыграй, как такой-то музыкант, ты должен понять, что я имею в виду”. Так вот он переехал в Лондон, жил в маленькой комнатушке, тяжело и много работал, и мы приняли его в команду.
Иметь хорошую музыкальную технику - этого не достаточно. У вас должна быть душа, наполненная хорошей музыкой.
По словам Моника, Incognito не только поглощает и набирает музыкантов в свою команду, а также раздает их миру. Многочисленные участники использовали группу, как трамплин в успешную дальнейшую карьеру.
- Помню один случай в 80-х, когда мне позвонили из одной рекорд-компании и сказали, что к нам придет группа, чтобы забрать двух человек, - продолжает музыкант. - Эти двое пришли на наш концерт, и это была группа Wham!, в которой начинал Джордж Майкл. Когда на наши концерты приходят музыканты, они забирают кого-нибудь из наших участников с собой. И это нормально для нашего коллектива. Dire Straits занимали у нас троих и Simply Red - тоже. Но самый показательный случай произошел у нас с одной польской певицей. Она пришла к нам и забрала с собой всю группу, она оставила меня одного!
Жан-Поль Моник ездит со своими музыкантами по всему миру, но всегда возвращается в Лондон. Это особое место для него:
- Когда я переехал в Лондон, мне было всего 9 лет. Я сразу попал в своеобразный бурлящий котел различных культур. Там были люди с Карибских островов, из Индии и Пакистана. Сейчас люди больше приезжают из Восточной Европы, Японии.
Лондон всегда был котлом, где сталкиваются культуры и работают вместе. Подобная ситуация сложилась в Нью-Йорке и Париже, но Лондон - это все же лучшее место, где разные народы могут вместе проявить свою креативность. А джаз появляется именно там, где происходит столкновение культур.
Джаз, важный для меня, основывается на музыке соул, на чем-то душевном. Когда я только переехал в Лондон в 60-е годы, джаз принадлежал лишь элите. Ходила куча снобов, которые говорили: “Я - джазовый музыкант”, и они не хотели ничего знать помимо джаза.
Мне нравится, что случилось с джазом сейчас. Часть этой музыки взял на себя хип-хоп, другую часть взяли себе танцевальная и электронная музыка. Мне нравится, что джаз разобрали по кусочку множество разных направлений и людей. А самое интересное, что джаз теперь - это не прерогатива только музыкантов, теперь он доступен и диджеям. Теперь это не какое-то закрытое пространство, а сообщество людей по всему миру, которые экспериментируют. Джаз может быть тихим и мелодичным, и громким, ярким, танцевальным. Он принадлежит пианистам, вокалистам, диджеям - всем. Это очень важный период в жизни джаза.
Мне очень нравится Эмми Уайнхаус. Хорошо, что она была с нами. Она взяла джаз и просто подарила его людям.
- Господин Моник, как Вы добиваетесь от музыкантов звучания в духе Incognito?
- Вы знаете, наверное, не так важно заставлять музыкантов играть, как Incognito. Когда я впервые вижу людей, как они играют и ведут себя, я стараюсь найти в них что-то от Incognito. Уже в них, как есть. Это что-то, что резонирует во мне.
Как-то я выбирал вокалистку из Америки. У них особый вокал, так как они проходят школу церковного хора. Потому мне нужна была именно американская участница.
У меня был список из 20 человек, и я был в замешательстве, не знал, кого выбрать. Я позвонил другу и спросил, кто из них не дива, кто не доставит мне больших проблем. Потом я позвонил порекомендованной девочке, и ее голос в трубке звучал так нежно и спокойно, что я понял - эта девочка станет важным участником. И она им стала.
Incognito - британский коллектив, стоявший у истоков музыкального направления Acid jazz, за свою долгую и успешную карьеру без преувеличения завоевал звание культового. Творчество Incognito включает в себя элементы джаза, соул- и фанк-музыки. За более чем 30 лет существования группы ее участники выступили абсолютно на всех крупнейших музыкальных фестивалях на пяти континентах, завоевав сердца миллионов поклонников по всему миру. |