|
Айгерим Бейсенбаева
Танцевальная постановка “Шепот” французского коллектива “Компания Малка” рассказывает о людях, замкнутых в тесные рамки физической и духовной изоляции. Идея спектакля произошла от желания показать внутренний мир заключенных и людей с ограниченными возможностями. С помощью танца герои спектакля пытаются обмануть законы замкнутого пространства и победить обстоятельства. Мы, зрители, пытаемся разделить их видение мира.
Танцевальный коллектив из Франции “Малка” представил спектакль “Шепот”, посвященный заключенным и людям с ограниченными возможностями, в Алматы. Постановка состоялась на сцене Республиканского уйгурского театра музыкальной комедии имени Кужамьярова в рамках I Фестиваля современного танца, организованного генеральным консульством Франции в Алматы
“Компания Малка” родилась в 2000 году. Идея состояла в том, чтобы объединить разных людей с помощью танца, и слоган у труппы соответствующий - “Мир через танец”.
Глава коллектива “Компания Малка” Буба Ландрий Чуда, как большинство танцовщиков хип-хопа, начал осваивать танец с ранних лет самостоятельно. Его образование складывалось из путешествий и встреч, которые сопровождали множество хореографических открытий. Он исследовал культуры разных стран мира, танец в разных его проявлениях, открывал его грани, исследовал различные хореографические языки. Так формировался стиль танцовщика. И после он, уличный танцовщик, неустанно прокладывал путь для своего стиля с улицы на большую сцену, искал пути сближения разных жанров, создавал постановки, используя энергетику и свободу уличных стилей.
В Казахстан “Компания Малка” привезла особенный спектакль.
Постановка “Шепот” родилась после многочисленных поездок и встреч месье Чуда в местах заключения, как во Франции, так и за границей. В течение 10 лет танцоры коллектива встречались с заключенными и учили их танцу. Занимаясь с обитателями тюрем, хореограф понял, что современный танец может много дать этим людям, закрытым от внешнего мира. Он может дать им свет надежды и устремленность к лучшей жизни.
|
Одновременно постановка “Шепот” раскрывает и внутреннее состояние людей, стесненных физическими недостатками и ограниченными возможностями.
- Когда мы говорим о замкнутости, изолированности, мы имеем в виду не только заключенных, но и людей с ограниченными возможностями, - рассказывает хореограф Буба Ландрий Чуда. - Это может быть и замкнутость в нашей голове и в нашем теле в силу каких-то сложившихся стереотипов.
Я понял, что замкнутость, как внутренняя, так и внешняя, провоцирует напряжение, провоцирует душевный сдвиг. Потому танец помогает быть, с одной стороны, исследователем этих негативных явлений, а с другой - может послужить душевному освобождению.
И я подумал, что с помощью танца можно работать с этой частью человечества, выявлять эти внутренние нарушения и способствовать восстановлению гармонии. Танец помогает пережить трудные моменты в жизни.
Тема этого спектакля, конечно, тяжелая. Но я подумал, что энергия хип-хопа, его жизнелюбие могут трансформировать этот негатив, внести свою лепту в понимание этой проблемы.
У нас во Франции говорят, что я являюсь последователем именно танца хип-хоп. В нашем спектакле мы используем стиль хип-хоп для того, чтобы перенести этот танец с улицы на сцену, и потом, мне показалось, что именно так можно рассказать об этой проблеме.
По приезде в Казахстан я был удивлен тем, что местная публика так хорошо понимает и принимает современный танец.
- Французский хореограф Жан-Клод Галлотта неустанно декларирует, что танец - для всех. В европейских танцевальных спектаклях участвуют не только профессиональные танцоры, но и любители, дети, пожилые люди и даже люди с ограниченными возможностями. Как Вы относитесь к этому явлению? Кто может танцевать хип-хоп?
- Для меня хип-хоп - это часть современного танца. Жанр, с помощью которого мы можем выразить все эмоции и явления сегодняшнего дня.
Я совершенно согласен с тем, что танец - для всех. Все могут танцевать. Что касается конкретно хип-хопа, то он зародился на улице, и его танцевали все, кто хотел. И значительно позже хореографы решили перенести его с улицы на сцену и развить какие-то педагогические подходы.
Я иногда устраиваю мастер-классы для людей с ограниченными возможностями. Поначалу мы разрабатываем механику, чтобы человек, может быть, даже впервые, познал новые возможности своего тела. Потом эту механику мы переводим в танцевальные движения.
Я неосознанно выбрал путь помощи таким людям. Как-то мой друг попросил меня встретиться с детьми-инвалидами. Помню, как я был потрясен, пообщавшись с этими детьми, и как захотел помочь им освободиться от внутренней скованности. Чтобы они испытывали меньше напряжения и меньше замыкались на проблемах своего тела, и чтобы вновь открыли для себя какие-то радости, о которых не знали или забыли, замкнувшись на своих физических недостатках.
Надо заметить, процесс работы с этими детьми был взаимно полезен. Я тоже многое смог почерпнуть из этих занятий.
- Какие еще темы Вы затрагиваете в Ваших спектаклях?
- Сюда мы приехали вдвоем, а вообще нас в труппе 20 человек.
Мы ставим разные спектакли, в частности, недавно мы представили спектакль, рассказывающий о том, до чего может дойти человек в своем стремлении быть первым.
Во всех своих хореографических работах я стремлюсь поднимать вопросы, которые трогают меня до глубины души.
- Как, по-Вашему, можно раскрепостить человека, помочь ему освободиться от напряжения и внутренних проблем?
- При освоении танца главенствующую роль играет характер педагога. Почему я хочу работать с людьми? Потому что знаю, что когда человек начинает увлекаться танцем, движением, то ему становится трудно солгать, ведь тело не лжет. Когда мы в движении, освобождается энергия, и даже помимо нашей воли раскрываются какие-то неизвестные нам самим глубины души. Вот роль педагога в танце - увидеть особенности каждого ученика и построить для него дорогу через танец практически к самому себе. И для каждого это будет отдельная, его личная дорога.
- Вы выступаете за сближение современного танца, в частности хип-хопа, с другими танцевальными направлениями. Какие стили имеются в виду?
- Наша первостепенная задача - сближение всех людей с помощью танца. Мы стремимся работать с людьми, которые представляют самые разнообразные танцевальные культуры. Такие, например, как капоэйра - смесь танца, акробатики и боевых искусств. Все это позволяет раздвинуть рамки стиля и сформировать нечто новое. То, чем мы сейчас занимаемся, это не просто хип-хоп, это творческая переработка всех танцев, с которыми я встречался.
Когда я встречаю нового человека, который хочет танцевать, я начинаю думать, что мы можем сделать с ним вместе. Именно эта позиция помогает мне найти общий язык с самыми разными людьми. Я понимаю, что они нужны мне не меньше, чем я им. |