|
Айгерим Бейсенбаева
Творчество - процесс закрытый, интимный. Художник и полотно остаются наедине до тех пор, пока мысли автора не обретут видимые очертания. Создание настоящего произведения искусства не терпит свидетелей.
Японская художница Саори Канда сделала этот процесс достоянием общественности, превратив действо в красочный перформанс. Она разъезжает по миру, устраивая яркие шоу с музыкальным сопровождением.
Свидетелями фирменного представления художницы недавно стали и алматинцы.
Саори Канда на час превратила зал Государственного музея искусств Республики Казахстан имени Абылхана Кастеева в собственную мастерскую
Процесс создания картины - зрелище не самое захватывающее. Но на то, как прекрасная японка в изысканном одеянии в изящном танце наносит краски на холст, можно любоваться достаточно продолжительное время. Художница Саори Канда сама как произведение искусства, в свое время догадалась, что с помощью привлекательной внешности, завидного артистизма и налета таинственности можно привлечь к своему искусству гораздо больше внимания. Со стороны это выглядит как попытка эстетизировать скучный процесс смешивания красок и подать все красиво, тонко, изящно, истинно по-японски.
Сама Саори Канда вкладывает в свой перформанс особый смысл. Свою технику работы художница называет “живой” живописью. Картина рождается под воздействием сильных впечатлений от встреч с разными людьми, от знакомства с новыми культурами.
“Красота Японии, что я чувствовала, когда была еще маленьким ребенком... Красота мира... Через мою работу я соединяю элементы кожи, земли, бумаги и одежды с формами музыки, кино, танцев и света. Моя работа отражает встречающихся мне различных людей, и мое тело реагирует на них движениями моих рук. Я действительно могу сказать, что я люблю писать картины”, - говорит о своем творчестве госпожа Канда.
Надо отдать должное организаторам, они смогли создать интригу вокруг имени японской гостьи и действа, которое она собиралась устроить. Посмотреть на то, как миловидная японка будет рисовать руками, собралась настоящая толпа, какую стены музея давно не видывали.
Саори Канда таинственно вплыла в зал и начала творить. Перформанс больше походил на театральное действо - артистичная Саори в национальном наряде грациозно танцевала перед холстом и щедро наносила краски. Процессу творчества аккомпанировал пианист Эрнест Со, который нередко сопровождает Саори в ее художественных гастролях.
Сюжеты, родившиеся на полотне, не поразили воображение публики, но, по справедливости, стоит отметить, что простая форма вовсе не была вызвана недостатком мастерства художницы, поскольку вокруг на стенах висели готовые работы автора, некоторые весьма впечатляющие как по замыслу, так и по технике исполнения.
Саори Канда представила не только перфоманс, но и выставку своих произведений. Работы можно было условно поделить на две категории. Это пылающие яркими красками экспрессивные полотна и загадочные монохромные холсты. Вторые, к слову, несмотря на скудную палитру, явили больше мастерства и фантазии. На цветных полотнах в волнах ярких психоделических красок резвятся космические русалки. На черно-белых холстах простираются пустыни, покрытые лунными цветами и пересекаемые грядой фонарей, растущих прямо из земли. Большинство работ излишне декоративны, некоторые из них удивляют необычно педантичной техникой исполнения.
Художница Саори Канда знаменита в самых разных уголках мира, о чем свидетельствует множество отзывов на просторах интернета. Людей восхищают необычный подход к живописи, интригующая аура, вьющаяся вокруг художницы, и, разумеется, способ выражения. Шоу с написанием полотен можно увидеть не только вживую, что, по словам организаторов, удается довольно редко, но и на видео - интернет полнится роликами, на которых Саори рисует свои картины. Популяризации ее искусства способствуют и серии фото, на которых изобретательно позирует красавица-японка.
Но вернемся к живописному полотну, которое Саори Канда написала прямо на глазах у собравшихся. Японская художница прибыла в Казахстан не только для того, чтобы развлечь скучающую алматинскую публику, но и сделать небольшое доброе дело.
Готовое произведение по окончании вечера организаторы продали с аукциона, а все вырученные средства - 18,5 тысячи долларов - были переданы в благотворительный фонд “Добровольное общество “Милосердие” (ДОМ).
Справка “НП”
Саори Канда (SAORI KANDA) родилась в префектуре Ямагучи, Япония, в 1978 году. Жила в Ираке, Объединенных Арабских Эмиратах и в Японии. Окончила отделение Визуального коммуникационного дизайна в Колледже искусств и дизайна Университета искусств Мусашино.
На ее счету ряд экспозиций, в том числе выставка в Хиросиме Onomichi Hanpu Ten в 2000 году, выставка в Гинзе Pepper’s Gallery в 2001-м, выставка в Аояма, в галерее Shinseido в 2008-м и другие. Также автор принимала участие в ярмарке искусств в Шанхае в 2006 году и выставке в Гонконге в Red Square Gallery в 2011-м.
Произведения Саори неоднократно использовались в рекламе.
Последние два года Саори Канда устраивает творческие проекты в рамках концепта “Живая живопись” совместно с британским пианистом Эрнестом Со. |