|
Дамира Балтабаева
В Алматы прошел II Международный фестиваль хореографических учебных заведений “Өрлеу”.
Фестиваль проводится на базе Алматинского хореографического училища имени А.В. Селезнева по инициативе Министерства образования и науки Республики Казахстан и при поддержке Фонда Первого Президента Республики Казахстан - Лидера нации
Фестиваль “Өрлеу” не имел состязательного характера. Скорее, это был масштабный смотр творческих сил хореографических заведений, и этот танцевальный марафон выявил немало ярких талантов.
Кроме того, мероприятие стало хорошей возможностью для обмена опытом между странами - участники смогли поговорить об успехах и проблемах хореографического искусства, о том, как поддержать юные дарования в их стремлении к совершенству, как повысить их исполнительское мастерство.
В фестивале приняли участие более 100 учащихся хореографических училищ России, Турции, Узбекистана, Кыргызстана и Казахстана.
Программу фестиваля по традиции дополнили содержательные мастер-классы от ведущих деятелей хореографического искусства по классическому, народно-сценическому, дуэтно-классическому танцам и современной хореографии. Кроме того, состоялся показ концертных номеров гостей - участников фестиваля.
В состав экспертной комиссии вошли авторитетные деятели культуры, среди которых Гульжан Туткибаева - главный балетмейстер Государственного академического театра оперы и балета имени Абая, Турсынбек Нуркалиев - главный балетмейстер Национального театра оперы и балета имени К. Байсеитовой, заслуженный деятель Республики Казахстан, Айман Мусаходжаева - народная артистка Республики Казахстан, ректор Казахской национальной академии музыки, а также Гульнара Адамова - художественный руководитель театра современного танца “Самрук”.
Также в состав жюри вошли гости из России, Украины, Турции, Узбекистана и Кыргызстана.
Хореограф из России Людмила Алексеевна Коленченко, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, отметила высокий уровень отечественной балетной школы:
- Казахстанская балетная школа в очень хорошем состоянии. Мы посетили мастер-класс турецкого педагога Мюриде Сунн Аксан. Девочки в первый раз видят этого учителя, сами из разных классов, тем не менее все схватывают на лету, живо интересуются. Чувствуется выучка. И педагог сама так увлеклась, что, казалось, могла бесконечно с ними заниматься.
А ведь ученикам это очень нужно. Завтра они придут на работу в театр, и не все из них станут классическими балетмейстерами. Они должны быть готовы заниматься, к примеру, современным танцем. Потому я считаю, что программа современных хореографических училищ, колледжей должна расширяться.
Все это плоды добротной системы русского балета, и нам приятно наблюдать здесь, в Казахстане, сохранение традиций. И вы не думайте, что мы приезжаем сюда только давать мастер-классы, мы и сами здесь многому учимся.
В преддверии фестиваля говорили и о проблемах хореографического искусства. Выяснилось, что основная проблема - трудоустройство выпускников хореографических заведений. Отечественные балетмейстеры десятилетиями поднимают вопрос отсутствия пенсии у танцоров.
И это сказывается на смене поколений. Старое поколение дорабатывает до 60 лет, не имея возможности уступить место новой смене. Молодым же танцорам порой просто не хватает места на профессиональной сцене.
Такая же проблема, по словам гостя фестиваля хореографа Мюриде Сун Аксан, директора факультета хореографии Государственной консерватории Анкары при Университете Хаджеттепе, складывается и в Турции.
Еще одна проблема - низкая популярность балета среди мальчиков, ощущается недобор среди учеников мужского пола. Хотя, по словам Ольги Крупко, их и не должно быть много. Для этого нужно иметь хорошие данные, и балет - это сфера, где качество всегда стоит выше количества. В балете всегда будет строгий отбор и железная дисциплина.
- Балет - это трудная профессия. Как бы ни развивались технологии, какие бы новшества ни изобретались, все равно балет остается сложнейшим физическим трудом. Пока не сойдет семь потов, ничего не получится.
Они работают в классах, залах круглые сутки, и все ради танца. Но без сцены это никому не нужно. И вот подобные фестивали - возможность для танцоров не просто выйти на сцену, а под взорами компетентной комиссии. |