|
Дамира Балтабаева
Палуба дома капитана Шатовера накренилась от переполняющего его лицемерия. Этикетом здесь прикрывают неприязнь, а сама неприязнь притворяется безумием. Этот дом, с разбродом мыслей и явлений, место, где разбиваются надежды, развенчиваются идеалы.
Пьесу Бернарда Шоу “Дом, где разбиваются сердца” о моральном разложении английского общества начала прошлого века представили на сцене Русского театра драмы имени Лермонтова. Режиссером-постановщиком спектакля выступил Андрей Кизилов
По словам самого Бернарда Шоу, он начал писать это произведение в 1913 году под влиянием драматургии Чехова, которого он считал одним из лучших драматургов своего времени. Пьеса имеет подзаголовок “Фантазия в русском стиле на английские темы” и описывает жизнь английского общества времен Первой мировой войны. Высший свет, утонченный и чопорный внешне, полон пороков. И потому в этой пьесе, по замыслу автора, нет ни одного положительного персонажа. В основе добрых начинаний лежит любопытство и скука, а иные добродетели в перспективе грозят переродиться в истинные пороки.
В атмосфере “накренившегося” быта обиталища семьи капитана Шатовера гармонично смотрится даже скрученная из толстого каната петля, спускающаяся с мачты. Каждый из персонажей в иную минуту готов сунуть в нее голову, чтобы сбежать от гнилой сущности лицемерного общества.
Интриг в пьесе “Дом, где разбиваются сердца” не меньше, чем в “мыльной” опере. Но характеры намного сложнее и многограннее. Не сразу понятно, кто есть кто в этом карнавале злых и едких масок. И единственным человеческим лицом в этом хороводе личин предстает юная гостья Элли Дэн. Она поднимается на “борт” дома капитана Шатовера и вносит разлад в беспорядочный уклад жизни семейства.
Обитатели дома, капитан Шатовер и его дочь Гесиона встречают ее как дорогую гостью. А следом за ней прибывает вторая дочь капитана Шатовера - леди Этеруорд.
Тут разворачивается первая театральная сцена действа - глава дома делает вид, что не узнает свою собственную дочь. Иногда легче прикинуться сумасшедшим, чем связывать себя путами условностей этикета.
Дело в том, что Ариадна вышла замуж помимо воли родителя за Гастингса Этеруорда, и теперь, когда ей наскучила светская жизнь, она пытается вернуть расположение семьи.
Параллельно развивается другая нить сюжета. Вздорная и эксцентричная Гесиона пытается помешать Элли сделать необдуманный шаг - выйти замуж за толстого миллионера Менгена, который спас от банкротства ее отца. Разумеется, юная романтичная красавица мечтает о другом. Она влюблена в таинственного кавалера, почти литературного “Марка Дарси”.
Папаша, старый моряк, пытается достичь седьмой степени самосозерцания, которая в его понимании, наверное, означает полное отречение от лицемерной жизни общества.
Его дочь Гесиона - яркая женщина, скучающая особа, интриганка, стоящая выше условностей морали.
Муж Гесионы Гектор обаятелен, красив, с “массой ненужных флиртов”, но тем не менее предан супруге. Еще один типичный “пациент” этого сумасшедшего дома.
Вторая дочь Шатовера - Ариадна - невозмутимая, абсолютно “безопасная”, по ее собственному мнению, и “весьма относительно молодая” - по осторожному заявлению отца. Женщина с фирменным семейным обаянием, в душе которой, несмотря на высокий социальный статус, также кипят преступные страсти.
Их гостья Элли - представительница низшего класса общества. Она предстает перед зрителем воздушная и непосредственная, готовая из высоких побуждений, чтобы помочь отцу, пожертвовать собой и выйти замуж по расчету.
Дом полон интриганов. Каждый пытается выдать себя за кого-то другого, попутно пытаясь стянуть маску с ближнего. Истинную сущность каждого персонажа, включая прислугу, зритель узнает только в самом финале, когда распадется на составные части хитроумный механизм интриг.
В ролях когорта именитых актеров: Валентина Зинченко, Анатолий Креженчуков и Михаил Токарев, Марина Ганцева, Ирина Лебсак, Сергей Попов, Сергей Уфимцев, Александр Зубов, Виталий Багрянцев и другие.
Фото Елены Гончаровой |