|
Ольга Зорина
В январе наши художники, специализирующиеся на изготовлении произведений прикладного искусства, представляли страну на Международной выставке в Кувейте, древнейшем государстве Персидского залива.
Приглашение к участию в этой выставке под названием The Asia-Pacific Handycrafts Week получили одни из наиболее знаменитых прикладников со всего мира. Казахстан непосредственно представлял Союз ремесленников страны в лице его руководителя Айжан Беккуловой из Алматы, показавшей на выставке коллекцию национальной дизайнерской одежды, Илья Казаков, знатный мастер ювелирных дел из Караганды, и Берик Бейсбеков, молодой, но нашумевший своими дизайнерскими сентенциями художник из Южного Казахстана.
Выросший в семье, в которой любовь к искусству, особенно исконно прикладному, передается из поколения в поколение, другой судьбы, наверное, для Берика и не предполагалось. Его отец, Болат Бейсбеков, член Союза художников РК, заслуженный деятель культуры Казахстана, является одним из наиболее мобильных и активных организаторов масштабных арт-проектов.
К примеру, он открыл на базе своего вместительного и гостеприимного дома мастерские по изготовлению национальных текстильных и войлочных изделий, обработке кожи и металла, росписи батиков. Он же сам вместе с супругой дизайнером Куляш проводит авторские мастер-классы и обеспечивает ремеслом прикладников, особенно тех, кто из дальних аулов, для которых во внесезонное время (а для сельчан работа есть только летом) нечем зарабатывать на жизнь. Известна эта семья и организацией международных мастер-классов, на которые приглашаются известные специалисты в области прикладных дел. Например, Бейсбековы в процессе самообучения изобрели собственное ноу-хау - изделия из традиционного войлока, совмещенные с нежной шелковой тканью. Шарфики, платки, шляпки от шымкентских кутюрье уже нашли своих многочисленных поклонниц из числа эстетствующих дам и юных креативных модниц.
Произведения Бейсбековых из войлока, кожи, серебра, в которых стилизованные изображения и арабески преобладают над реалистичными, выражают глубину мысли и знаний национальных традиций, а также представляют эстетические идеалы Средней Азии. Такие работы всегда высоко отмечены на международных выставках, к участию в которых семья постоянно получает приглашения. И как отметила одна из кувейтских ценительниц искусства Хусса аль-Сабах, только когда работу видят многие и оценивают ее по достоинству, она становится произведением искусства.
- В этой стране в течение недели художники из разных стран восточного мира демонстрировали не только привезенные на выставку изделия, что называется hand-made в этническом стиле, - рассказывает Берик Бейсбеков, - но и показывали доступные по технике исполнения мастер-классы. К примеру, для меня было интересно поучиться у кувейтских мастеров изготовлению арт-объектов из песка - мы такого еще не делали, но у нас и местность географически иная. Я привез на выставку свои картины их кожи, седла, изделия из кожи. В качестве мастер-класса провел обучение желающих делать из кожи браслеты, фенечки разные, тарелки для конфет и фруктов. Все наши участники получили международные сертификаты от кувейтского правительства.
Кстати, Берик не так давно закончил Международный Казахско-Турецкий университет по специальности “графика” факультета “Онер”, но, еще учась в Шымкентском художественном колледже на факультете по художественной обработке кожи, получил статус члена Союза художников Казахстана. А на одной из своих первых студенческих выставок он уже заявил о себе как об оригинальном и амбициозном в творческом плане художнике. Уже тогда его огромных размеров картина, выполненная на черно-белой четко и фактурно выделанной шкуре коровы, произвела фурор и оставила неизгладимые впечатления. И Берик легко и свободно вошел в арт-элиту Южного Казахстана признанным талантом.
Развивая свой особый стиль, он продолжил работу со шкурой, параллельно создавая серию объектов их кожи. Не так давно он стал добавлять в свои произведения кости, особенное предпочтение отдавая асыкам, выполняющим роль “подшипников”. Они как символы движения и прогресса казахского рода, которые скрепляют семейные связи и традиции. К примеру, дизайнер представляет их по семь штук в своих картинах их кожи и шкур, символизируя связь семи поколений. Семерка в его творчестве - знак повторяющийся, составляющий связующие линии в комбинациях из семи элементов, фрагментов...
Национальные традиции Бейсбековы трактуют изысканно, филигранно и в то же время доступно для восприятия даже неподготовленного зрителя. Таким способом им удается посредством искусства свободно и непринужденно передавать историческую информацию о культуре кочевников, что, безусловно, дает не только эстетическое удовлетворение, но и выполняет просветительскую задачу опять же в абсолютно непринужденной и парящей манере. И мы ждем новых проектов от этой семьи. |