|
Айгерим Бейсенбаева
Покинутый город Припять близ Чернобыльской АЭС давно стал трагическим объектом массовой культуры. Как немое предупреждение людям, как локальный пример жизни современного города после ухода человека.
В Государственном музее искусств РК имени А. Кастеева открылась художественная выставка, посвященная памяти Чернобыльской трагедии.
Персональная выставка художника из Кыргызстана Романа Гуманюка “Огни Припяти, или Тени Чернобыля” - это напоминание о давней трагедии, общечеловеческая боль
Художник Роман Гуманюк родился в Кыргызстане, но всегда сердцем был близок к своей исторической родине - Украине. В своем творчестве он уделяет ей немало внимания. Ее природным пейзажам и городам. Болью в сердце отдается у художника тема чернобыльской трагедии. Он дважды посетил знаменитую на весь мир зону отчуждения, чтобы потом рассказать о том, как выглядит это место спустя более 25 лет после трагедии.
В экспозиции выставки “Огни Припяти, или Тени Чернобыля” представляются 24 живописных авторских произведения. Это уже вторая серия работ Романа Гуманюка, посвященная трагедии в Чернобыле.
Произведения Романа - это страшные картины медленной разрухи покинутого города, брошенные в спешке помещения и вещи, жуткие пустые глазницы противогазов, гримасы домов с пустыми окнами. Вызывающий сильный когнитивный диссонанс парк развлечений застыл в тумане призрачными силуэтами каруселей и колеса обозрения. Единственная уступка художественному видению - смутные силуэты ушедших из города людей, многих из которых уже возможно нет в живых. В остальном же, пейзажи до жути реальны и оставляют тяжелое гнетущее впечатление.
- Впервые я побывал в Чернобыле в 2000 году, - рассказал Роман Гуманюк. - Это настолько потрясло меня, что я посвятил этому месту и связанной с ним трагедии свою первую выставку. Ее я показал во многих странах Европы и Азии, и везде она нашла живой отклик в сердцах людей.
Спустя 12 лет я решил вернуться к этой теме. Я снова посетил чернобыльскую зону, и эта поездка вдохновила меня на создание еще одной серии работ, на этот раз более документальной. После Казахстана экспозиция будет представлена в Беларуси и на Украине.
Кто был в Припяти, тот поймет, что я хотел сказать людям посредством своих работ. Это место пропитано настроением тихого кошмара. Войны не было, а все-равно вокруг, как после апокалипсиса. Картины из научно-фантастических романов, только это не будущее, а наше страшное прошлое.
Я пытался передать в своих работах этот ужас, но в реальности это место гораздо страшнее.
На торжественном открытии выставки присутствовали ветераны чернобыльской трагедии, среди которых был и председатель алматинского Союза офицеров-чернобыльцев Серикхан Серикбаев.
- Мы участвовали в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, - вспоминает Серикхан Кенжебекович. - Видели весь этот кошмар своими глазами.
Об этом времени нам напоминают фотографии, сделанные в тех местах. Эти снимки пожелтели, сейчас на них сложно что-либо разобрать - ни лиц, ни предметов, а со временем они рассыплются, уйдут в небытие.
Роман, представитель молодого поколения, все это воспроизвел в своих живописных произведениях. А искусство вечно. Это память, послание и предупреждение нашим потомкам. Это боль XX века, которую не следует забывать.
В ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС приняли участие 32 тысячи казахстанцев. В живых из них остались только шесть тысяч человек. Для нас эта выставка имеет особое значение.
По словам куратора выставки “Огни Припяти, или Тени Чернобыля” искусствоведа Оксаны Языджы, выставка Романа заслуживает того, чтобы ее увидели во всем мире. Эта трагедия общая для всех, и эта тема актуальна повсеместно:
- Каждый фрагмент полотна пропитан трагизмом и невосполнимой утратой. Каждый человек, глядя на полотна Романа, проникается мыслью, что с этим мы уже ничего не можем сделать и остается только принять эту трагедию как данность.
В палитре художника множество ярких и теплых цветов, но они не воспринимаются радужно, а больше нагнетают этот драматизм.
Есть работы монохромные, вызывающие отдельный интерес использованием градации одного цвета. Все видится, как будто в тумане. Возможно, это потому, что художник пытается взглянуть на эти пейзажи через призму прошедших лет.
Украинский город Припять стал местом действия многих художественных фильмов, таких как “Запретная зона” (2012 год, США), “Трансформеры-3: Темная сторона Луны”. Документальные съемки города с вертолета, использованные в художественном фильме “Распад” (СССР, 1990 г.).
Также он упоминается в научно-документальном фильме “Жизнь после людей”. Город показывают как пример воздействия времени и природы на город после гибели человечества.
Квебекский драматург Филипп Ландри посвятил городу свою драму “Возвращение в Припять”, заслужившую высокую оценку канадских театралов.
Это место действия игрового мира S.T.A.L.K.E.R., “Call of Duty 4: Modern Warfare”.
Справка “НП”
Роман Гуманюк родился в 1985 году в Кыргызстане. Заниматься живописью начал в раннем возрасте.
На счету автора 9 персональных выставок в Национальном музее изобразительных искусств Кыргызстана и участие в 6-й Международной биеннале современного искусства во Флоренции (Италия). Кроме того, в творческой биографии автора ряд персональных выставок в Болгарии, Украине, Казахстане, а также участие в художественных проектах киргизских художников во Франции и США.
Сегодня произведения автора находятся в частных собраниях многих стран мира. |