ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Голова под потолком Культура

Ольга Зорина
В девяностых годах, взобравшись на старый красный трактор напротив историко-краеведческого музея в городе Шымкент, Смаил Баялиев и сотоварищи вошли в историю развития казахстанского контемпорари-арт.
Смаил Баялиев - яркий представитель небезызвестной группы “Кызыл трактор”

alt
На одной из недавних презентаций своих арт-объектов он вновь поразил размахом мысли. В одном из торгово-выставочных центров Астаны он установил невероятно огромных размеров головы коней, выполненных из войлока и занявших вертикальное пространство в 10 метров.
Мало кто из организаторов ожидал такой мегамасштабности формата выставки, разве что те, кто знаком с творчеством Баялиева. А среди ценителей его искусства немало международных кураторов, галеристов, естественно, художников и арт-критиков.
Начиная с 1990 года художник принимает участие в международных выставках, биеннале, квадриеннале в Австрии, Германии, Швейцарии, Чехии. Мексике, Италии.
Помимо творчества в группе “Кызыл трактор” профессионально занимается живописью, скульптурой, изготовлением объектов из войлока и дерева, в том числе созданием национальных музыкальных инструментов.
Мы встретились с ним у парка в не по-зимнему солнечный и теплый шымкентский день. Он сразу начал рассказ о том, как им с Саидом Атабековым и другими художниками пришлось придумывать на лету перфомансы для Пражской квадриеннале. Той, что требовала ежедневных арт-спектаклей.
Наши художники не захотели повторять, как другие, заготовленные представления, и каждый день удивляли зрителей и коллег полетом фантазии и стремительной импровизацией. И даже кошма, привезенная для создания арт-объектов и используемая в свободное время в качестве ковриков для отдыха, постоянно работала, и художники со всего мира располагались на ней для общения, а позже увезли с собой в качестве многофункциональных сувениров. Но давайте поговорим с художником о современном искусстве, его функциях и отличии от классических стандартов.
- Смаил, расскажи, как ты пришел в искусство и непосредственно в группу “Кызыл трактор”?
- Я родился в Ташкентской области, в Ташкенте учился в знаменитом тогда художественном училище имени Бенькова, получил там хорошую школу. Здесь учились ставшие известными Молдакул Нарымбетов, Амангельды Турсунов, Насыр Рустемов. После этого переехал работать в Чимкент, потому что меня убедил в этом Молдакул Нарымбетов, наш идейный вдохновитель. Он здесь, в Чимкенте, вместе с Виталием Симаковым объединил самых прогрессивных педагогов художественного училища. Там же у нас сразу образовалась группа, которая сначала называлась “Трансавангард”. Название “Кызыл трактор” пришло позже.
- Почему-то многие думают, что “Кызыл трактор” распался. Это на самом деле так?
- Нет. Мы по-прежнему вместе. Просто, может быть, каждый из нас постоянно принимает персональные приглашения к участию в международных выставках и кого-то это наводит на мысли о нашей разрозненности. Но вот скоро мы будем вместе делать выставку в Алматы, посвященную покинувшему нас Молдакулу Нарымбетову. На ней будут показаны работы Молдакула, видеоматериалы, перфоманс нашей группы “Кызыл трактор”.
alt
- В чем, по-Вашему, состоял феномен “Кызыл трактора”, прогремевшего на весь мир?
- Мы сформировались в такой период, когда все вокруг менялось, распалась система советской власти, да и творческий процесс тоже изменился. Тогда мы открыли первую в городе галерею современного искусства при областном историко-краеведческом музее. И тогда же возникла проблема, как назвать свою группу. Мы стояли возле музея и обсуждали этот вопрос. Тогда Молдакул, посмотрев на постамент с трактором начала ХХ века, вдруг предложил: “А может, назовем группу “Кызыл трактор”?” Все поддержали. И как-то сразу у нас началась очень активная выставочная деятельность. Мы ездили по странам, где представляли нашу основную концепцию структурной школы, затрагивающей некоторые философские идеи. И в этом направлении у нас были местные взгляды на искусство. Наверное, это заинтересовало и других. И поскольку мы нашли поддержку, то продолжили работу в этом направлении. И всегда нас направлял и активизировал, “поджигал” Молдакул.
Было время, когда многие из нас начали сомневаться, нужно ли наше искусство стране, переживать, что оно не кормит семью. Молдакул, уже переехав в Алматы, постоянно звонил с предложениями, убеждал в том, что так жить интереснее, чем выполнять чьи-то заказы, на кого-то работать. И мы тянулись за ним. И так выставка за выставкой... И сейчас так, но всегда хотелось поработать индивидуально.
- И когда пришло такое время?
- На некоторое время я ушел в себя, осмысливал накопленный опыт, а потом в очередной раз позвонил Молдакул и сказал: “Хватит уже отдыхать! Давай готовь проект на Артбатфест”.
И в последнее время я участвовал вместе с ним в этом алматинском фестивале, где он активно работал. Я там представил голову батыра из металлоконструкций, шнуров и других отходов, которым мы придавали вторую жизнь. Позже мы стали готовиться к выставке в Астане, но Молдакул заболел и попросил меня присмотреть место для “Кызыл трактора” в павильоне выставочного зала “Корме”. Мы ждали потепления, но тут не стало Молдакула... Его работы мы привезли в Астану без автора...
- Известно, что на этой выставке нашумел больше всего твой проект...
- Я, когда увидел выставочный павильон, удивился его колоссальной площади, пространству и высоте потолков. Здесь мог затеряться любой объект искусства. И мы отнеслись к подготовке очень серьезно, чтобы это пространство выдержать, организовать. Масштаб зала натолкнул нас на такие громадные мысли. Хотели сначала представить единый проект, но идеи у каждого были разные, поэтому сделали индивидуальные объекты, объединив их одной исторической номадической тематикой. Я предварительно сделал множество эскизов на компьютере, чтобы посмотреть, как будут работать в пространстве объекты, и остановился на том, чтобы создать коня в движении, в полный рост на 10 метров (это высота стен павильона). Но поскольку это был бы слишком трудоемкий процесс, а времени оставалось немного, решил сделать только голову коня, но не одну, а четыре. Три из них я развесил вертикально под потолком снизу вверх, чтобы держать центр, а одну мы задействовали в другие проекты. Хотелось, к слову, очень поблагодарить организаторов этой выставки - Министерство культуры Казахстана и Фонд духовного развития народа Казахстана. Они дали нам большой толчок к созданию проекта на историческую тему.
- Когда ты создаешь свои объекты, ставишь ли целью эпатировать публику?
- Нет. Это понятие не для нас, не для меня. Мы просто создаем искусство как искусство. Раньше, правда, я думал, что искусство имеет свои параметры, каноны, но на самом деле оно безгранично. Для меня главное, чтобы оно несло какой-то смысл. Если человек пройдет мимо моих объектов, значит, я зря работал.
- А не обидно, что произведения современного искусства нельзя продать и даже сохранить?
- Зато интересно всегда создавать что-то новое и представлять зрителю разное, подвижное, меняющееся. Плюс всегда и в том, что можно и по-разному пользоваться любым материалом, не то, что сделать один раз из металла только или из дерева. Просто объекты контемпорари необходимо фиксировать как идеи искусства. И все работы, таким образом, свежи, они не повторяются, никому не надоедают, не замыливают взгляд и мысли.
- Какие из международных выставок оставили самый яркий след в воспоминаниях?
- Запомнилась та самая Пражская квадриеннале, с которой начался наш разговор. Там нас встретила совершенно иная атмосфера выставки, к которой мы не были готовы. Все происходило в здании старого вокзала - множество залов, многоярусных конструкций, световые эффекты.
Нам предложили на ходу придумать перфоманс и показывать его ежедневно в течение четырех дней в определенное время. А мы привыкли к тому, чтобы поставить работы, показать один раз какое-то действие и уйти, а тут надо находиться целый день и работать, и удивлять.
Ходили всю ночь по Праге, любовались ею, смотрели вокруг, пытаясь зацепиться за какую-нибудь идею. И увидели детский сад, а в нем карусель, которая и сыграла главную роль в создании разных творческих вариаций той выставки. Мы нашли шкуры оленя, натянули их, создав объемный барабан. Он был весь в дырках, сквозь которые интересно преломлялся свет, мы его по-разному направляли, двигая барабан, играя с ним и на нем, расшатывали его, использовали костюмы, голоса.
Затем просто устраивали перфомансы на улице, на мостах, общались со всеми, менялись с другими художниками предметами из инсталляций. Саид даже плов умудрился приготовить в кастрюлях российских художников, а ели все его с удовольствием. И хотя не хватало тарелок и ложек, мы тут же находили подручные предметы. В общем, никто не остался без плова. К тому же, если всем приходилось в течение дня оставаться на ногах, то мы рядом со своими инсталляциями раскидали привезенные коврики из кошмы, отдыхали на них, оставляли здесь же одежду, и все шли к нам - сидели, общались, лежали рядом. Так появлялись новые театральные действия, и уже в международной компании. И как та же карусель, словно в детстве, объединяла нас казахская кошма. При этом мы могли оценить и свои возможности, и других артистов. И если сначала на нас никто не обращал внимания, то после нашей первой презентации ситуация изменилась и появился общий язык. В итоге организаторы сказали нам “спасибо” за то, что мы придали энергию выставке.
- Как думаешь, почему в наших городах практически нет объектов современного искусства?
- Мне кажется потому, что наши власти думают, что люди не поймут их, хотя это ошибочное мнение. Во всем мире, особенно в Европе и Америке, объекты контемпорари-арт вызывают позитивные эмоции и освежают атмосферу архитектуры городов. Или, к примеру, в Перми оформление города доверили художникам современных направлений, и мгновенно люди стали с гордостью говорить, рассказывать с любовью о своем ставшем необычным городе, в котором стало интереснее жить. Будем надеяться, что и нам позволят “развеселить энергетику” города.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение