|
Айгерим Бейсенбаева
“Меня не интересует, как двигается человек, меня интересует, что им движет”. Эта философия европейского хореографа Пины Бауш близка отечественным мастерам танца Гульмире и Гульнаре Габбасовым.
Танцтеатр сестер Габбасовых представляет уникальный способ полифонического взаимодействия с пространством сцены. Герои постановок театра глубокие, погруженные в себя и в думы о современности, и вместе с тем стойкие и прагматичные
Гульмира Габбасова, режиссер театра, отвечает на вопросы корреспондента:
- Каждый месяц мы стараемся представить новый спектакль или же устроить иное мероприятие, посвященное танцу. В марте ожидается премьера постановки “Три цвета”. Несколько лет назад этот спектакль представлял женский состав - на этот раз это будет мужская версия.
Кроме того, мы устраиваем вечеринку для всех, кто занимается социальными танцами. Это мероприятие в формате вечера знакомств открывает программа нашего танцтеатра, а после каждый желающий сможет преподать или же, напротив, выучить какие-то комбинации движений в порядке ознакомления. Люди смогут понять, интересно ли это им, каким именно видом танца они хотели бы заниматься.
Также в данное время мы вынашиваем план неординарного проекта совместно с поэтессой и писательницей Кариной Сарсеновой. По ее стихотворениям мы хотим поставить спектакль мультимедийного плана. То есть это будет не просто смесь балета и поэзии, а более сложный синтетический спектакль с привлечением театра, голоса и, возможно, видео. Конечно, у нас нет намерений изобретать велосипед, мы просто хотим поработать над этим материалом в своей лаборатории танца, поискать новые формы, так, чтобы работа была свежей и интересной.
И, наконец, весной пройдет традиционный Центральноазиатский фестиваль современной хореографии, где мы, разумеется, представим премьеру. Кроме того, особые номера в технике contemporary представят юные воспитанники танцтеатра - дети шести-семи лет. Подобных групп, в которых технику современного танца осваивают дети, в нашем городе нет.
- Могут ли дети в таком возрасте постичь философию современного танца? Вы сами часто говорите о том, что contemporary - это танец самопознания, погружения в себя.
- Сontemporary - это прежде всего техника танца. Она содержит лексику, упражнения, базу канонизированных движений, как и в классическом танце. Овладев этой базой, можно представлять вариации. Можно, разумеется, импровизировать в свободной пластике, но это уже не будет contemporary. В первую очередь мы учим базу, затем импровизировать, основываясь на этой базе.
И только потом ученик познает, что современный танец и модерн не могут быть оторваны от философии. Это видно уже из движений, многие из которых заимствуются из йоги, из восточных единоборств. В контемпоровской технике все основывается на дыхании, на работе с энергией.
Конечно, мы не перегружаем детей информацией о том, как работать с внутренней энергией. Им скорее интересна театрализованная сторона танца. Дети эмпирическим путем познают окружающий мир, в том числе и мир танца. Они более восприимчивы, открыты и склонны к подражанию. Одни дети просто повторяют, другие подключают собственное сознание. Смотришь иной раз, идет совсем малышка шести лет, а в ней уже есть стиль, осознание своей личности. А есть детки наивные, веселые - они больше изображают то, что нужно передать.
Одним словом, мы учим их не философскому взгляду на жизнь, а скорее быть искренними.
- Вы упомянули мужскую версию вашего спектакля “Три цвета”. Мужчины различают цвета по-другому?
- Это была первоначальная идея - поставить два отдельных спектакля. Понимание цвета с мужской и женской точек зрения. Мы не можем влезть в душу мужчины и понять, как он это видит. Поэтому у нас каждый участник сам готовит свое соло. Как он видит этот цвет, какую грань мужской души он отражает.
Также в конце февраля мы представляем спектакль “Собаки мужского пола”. Премьера спектакля состоялась в 2005 году - танцевала труппа Булата Аюханова. Сейчас мы восстанавливаем спектакль силами нашего танцтеатра.
- Что интересного сейчас происходит в хореографическом училище имени Селезнева, где Вы также преподаете?
- К нам приехал французский хореограф-постановщик, который ставит спектакль знаменитого современного хореографа Жан-Клода Галлота вместе с воспитанниками алматинского училища. Премьера состоится 23 апреля. А в конце апреля на сцене ГАТОБ имени Абая выступит сам театр Галлота.
Спектакль, который в данное время ставится в училище, очень интересен и называется “Три поколения”. Этот спектакль состоит из трех частей. Первую танцуют дети восьми-девяти лет, вторую - тридцатилетние, третья генерация - шестидесятилетние.
Мы берем только среднюю часть, которую исполнят студенты.
Постановки Галлота во многом посвящены отношениям между полами, и эта средняя часть спектакля в этом плане очень интересна в плане хореографии. Интересно смотреть, насколько близко они подходят друг другу, как взаимодействуют в окружающем пространстве. Постановка полнится философским звучанием.
- Интернет переполнен танцевальными видео. Вы следите за последними тенденциями в современном танце? Что сейчас в тренде?
- Мы посещаем все мастер-классы иностранных гостей, проводящиеся в Казахстане. Зачастую мы приглашаем преподавателей, помогаем в организации и сами постигаем новое наравне с нашими учениками. Мы не стесняемся встать в один ряд с воспитанниками.
И, конечно, мы отслеживаем новые постановки, которые осуществляются во всем мире, через интернет и по телевидению. Их, разумеется, очень много, есть сильные, есть слабые.
Что касается новых течений, то многие сейчас широко используют в танце мультимедийные решения. Это и 3D, и работа с дисплеями, и выход из экрана. Танцор заходит за экран, и он уже на экране - увеличенный, окруженный богатыми визуальными эффектами.
Кроме того, сейчас весь танцевальный мир обратился к востоку. Некоторые критики считают, что Европа начала буксовать на месте и что-то свежее приходит из Азии: из Китая, Японии, Кореи. Та же работа с энергиями, погружение в себя, изобретательность в плане трюков - этого стало больше на европейских фестивалях.
Сам танец сейчас стал более насыщенным по лексике, по приемам. И это радует.
- В Вашем танцтеатре две группы - профессиональная и любительская. С профессиональным коллективом все относительно ясно - это люди, связавшие жизнь с танцем. Кто же, в таком случае, составляет любительскую труппу и насколько тесна их связь с театром?
- В Танцтеатре сестер Габбасовых есть любительская группа. Это парни и девушки, заинтересованные в изучении техники contemporary. Они учатся работать с пространством, ролью, создавать образ посредством танцевальных движений. Иногда идет работа с голосом и текстом. С ними мы делаем постановки и перфомансы.
Профессиональную труппу мы называем Gabbasov Sisters Company. Мы перевели название для того, чтобы можно было отличить одно от другого.
Также у нас функционируют отдельные танцплощадки для мужчин и женщин. Такое гендерное разделение существует для того, чтобы танцоры, не стесняясь друг друга, вначале научились свободно двигаться.
Они познают с преподавателями не только основы вальса и других танцев, но и учатся ритмично двигаться под современную дискотечную музыку, чтобы это выглядело сообразно их возрасту и характеру.
Сейчас многие зрелые люди не умеют танцевать, мужчины не умеют вести даму, а барышни элементарно не дают себя вести кавалеру. Если человек не умеет танцевать, он закрывается. Ведь танец - это важная часть общения, он раздвигает рамки, придает уверенности.
Женщины в свою очередь приходят на танцплощадку за обретением утраченной женственности. Сейчас много бизнес-леди, выполняющих мужские функции. Этим сильным эмансипированным особам не хватает женственности, мягкости, хрупкости. Мы, преподаватели, становимся с ними в пару в качестве мужчин, и долго отучиваем их вести партнера. Или, к примеру, мы мягко и дипломатично указываем им на моменты, когда нужно загадочно промолчать, вместо того, чтобы делать саркастические замечания кавалеру. Это не просто танец - это высокая дипломатия. И глубокая философия. Ведь мы стараемся привить навыки прочувствованной жизни, а не просто спешного и суетливого проживания. Современным женщинам не хватает трепетного взмаха юбок, изящного перестука каблучков.
И наши воспитанницы меняются. Уверенная балетная осанка, приподнятый подбородок, изящный поворот... |