|
Ольга Шишанова
Мало кто знает, что именитый художник, автор многочисленных выставок Есимгали Жуманов, еще и прекрасный поэт, который душой болеет за родную землю и посвящает ей строчки своих стихотворений. Не так давно вернисаж его работ “Мистическое перевоплощение” прошел в Алматы, а сегодня картины мастера представлены на суд столичных ценителей прекрасного
Он всегда знал, что станет художником, и шел к своей мечте постепенно, шаг за шагом - сначала художественное училище в Алматы, затем - Московский институт имени Сурикова, который закончил в 1981 году. Вдохновение подпитывало его взгляд на окружающий мир, на окружающую его природу. А брать силы было откуда - Есимгали родился в одном из самых красивых мест Казахстана - в Северо-Казахстанской области с роскошными степными просторами и солнцем, которое светит все 365 дней в году.
Это сегодня он “добился степеней известных” - преподаватель специальных художественных дисциплин, секретарь Союза художников РК, член International Association of Art при ЮНЕСКО, член клуба 808.kz и “Зала славы Казахстана”, а еще отличник образования РК. А тогда был просто пытливым мальчишкой, исследователем, которому было интересно, как растет трава, как прячется солнце за горизонт. Спустя время, кроме пейзажей, которые он писал много и взахлеб, в его творчестве начнут появляться мистические нотки. Возможно, таким образом, на его мировоззрение оказали влияние работы мэтра казахстанской живописи Ерболата Тулепбаева, ранние работы которого порой даже сравнивали с великим мастером краевых контрастов света и тени Куинджи.
По мнению искусствоведов, с того времени Есимгали Жуманов попадает в один ряд с мэтрами, которые стояли особняком среди других мастеров холста и кисти, а его мировосприятие начинает отличаться удивительной космогоничностью. Говорят, что сегодня краски его картин стали ярче, цветовая гамма - контрастнее. И теперь мастер - из числа тех, кто, по древнему определению, работает уже с “душой человека”.
По словам самого художника, его живопись строится на “основе национальных корней и ментальности казахского народа”. Все темы и сюжеты, над которыми он работает, это глубокие размышления о жизни своего народа, проникновение в глубины сознания и подсознания человеческой личности.
Потому-то искусствоведы говорят, что несовершенство человеческого общества приносит художнику страдания. Вот и Жуманов находится на пути совершенства, а его полотна призывают к духовному развитию. Причем недавние его картины - это размышления о сложностях внутреннего мира человека в обществе, о драмах и трагедиях человечества. Они наполнены человеческой драмой, в них слезы, песни и легенды его народа.
Наверное, не случайно мастер называет в числе своих пристрастий древнюю историю Казахстана и Востока, а также поэзию, без которой, как без холста и кистей, не мыслит своего творчества. Кстати, во многом строки его поэтических сказаний перекликаются с живописными произведениями. Так, стихотворение “Мать-земля” во многом находит подтверждение в картине “Долгое пространство арбы”.
Сердце больше не поет,
И слеза теперь застыла,
Время выглядит уныло,
Пустота степи зовет...
Это произведение автора, как, впрочем, и другие, вызвало широкий резонанс в прессе. Неоднозначно были восприняты картины “Туркестан - свет Яссави”, “Аль-Фараби - библиотека Отрара”, “Атилла и римская волчица - XXI век”.
Однако художник, как правило, видит на столетия вперед. Это же относится и к Есимгали Жуманову. А что может сегодня лучше выразить современность? Конечно, художественные идеи с приставкой “сюр”, вот и определяет мастер свой стиль как мистический сюрреализм. Впрочем, от реальности он далеко не уходит, недаром идеал его политического деятеля - великий Ататюрк.
И одновременно художник свободно оперирует всеми наработанными за десятилетия приемами сюрживописи: совмещением разновременных событий на одном полотне, игрой с пространственными и световыми эффектами, использует узнаваемые символы всех религий и многих культур, а также архетипические образы, причем тут он больше обращается к родной культуре.
Вот и ответ на вопрос, откуда у него такой набор красок - ярких, сочных, переливающихся, словно светящихся изнутри. “Это и есть главная тайна или, если хотите, техника известных художников”, - говорит Жуманов. То есть показатель уровня профессионализма мастера, когда свет идет словно изнутри, когда цвет имеет глубину.
Причем за этими красками скрывается мысль. Наверняка именно сочетание и решение задач заключается в том, что внешне оно должно быть очень эффектно, а весь драматизм должен уходить вглубь. Если художник выражает идею соответствующими ей красками, то тогда она, говорят, теряет свой смысл. Как любой человек, идеи всегда скрыты, они не лежат на поверхности. И потому неслучайно, изображая идею с помощью одного цвета, на самом деле автор пытается воплотить ее замысел с помощью других, ментальных оттенков. Именно об этом говорят картины на нынешнем вернисаже “Мистическое перевоплощение”.
Самое интересное, при его просмотре зрителя не оставляет ощущение, что любое из представленных произведений - это только “подготовка к какому-то более грандиозному замыслу, подготовка к созданию большой картины”. Да и сам художник признается, что, заканчивая и отходя от холста, он каждый раз думает, что вот, сделал, а другое произведение должно быть еще лучше. Потому и оставляет все обязательно в немного незавершенном виде - зритель сам должен продолжить его замысел дальше. Дописать картину. Дофантазировать, довершить ее глазами. И не только сюжет, но и цвет глаз, выражение лиц героев картины.
Кстати, о лицах. Их на картинах художника практически не разглядеть. И дело тут не в плохой проработке. Отнюдь. Просто в произведениях Есимгали Жуманова люди исполняют роль стаффажа, а главными героями полотен, как правило, выступают эмоции.
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана
Справка “НП”
Родился 23 ноября 1946 года в СКО.
Художественное образование получил в Алматинском художественном училище (1975), а также в Московском институте имени В.И.Сурикова (1981).
С 1981 года член Союза художников СССР и Казахстана.
С 1981 года преподает живопись, композицию, рисунок.
С 1998 года - член правления Союза художников Казахстана, секретарь Союза художников Казахстана.
Работы экспонировались на республиканских, региональных, всесоюзных и всемирных выставках в городах Алматы, Москва, Санкт-Петербург, Киев, Баку, Стамбул, Париж, Магдебург.
Картины приобретены Государственным музеем изобразительных искусств имени А.Кастеева, а также находятся в частных коллекциях Франции, Германии, Швейцарии, Турции, Сингапура, Нидерландов, США.
Участник творческих фестивалей в Казахстане и дальнем зарубежье. |