|
Айгерим Бейсенбаева
Год культуры в Алматы принес горожанам целую вереницу нетривиальных мероприятий. Процесс окультуривания алматинцев был непрерывным и наступал по всем фронтам. Объекты культуры и памятники подверглись реконструкции, а улицы города и площадки расцветились фестивальными красками.
Заключительным аккордом Года культуры стал большой концерт Operamania. На сцене Дворца Республики выступил пантеон казахстанских классических артистов во главе со знаменитым Имперским русским балетом
В преддверии концерта начальник Управления культуры города Алматы Кайрат Кульбаев не без гордости подвел итоги года. А компанию перед журналистами ему составил глава Имперского русского балета Гедиминас Таранда, художественный руководитель заключительного культурного реверанса.
Под эгидой Года культуры в городе прошел целый ряд значительных мероприятий, самыми яркими из которых стали выступление труппы современного танца Шона Каррена, фестиваль джазовой музыки Jazzystan, концерты звезд Jamiroquai, Лары Фабиан и Аниты Цой, Парад оркестров, вручение премии “Муз-ТВ”, фестиваль ArtBat Fest. Также, напомнил Кульбаев, в рамках года презентовали Симфонический оркестр под руководством Марата Бисенгалиева.
Также Год культуры принес в город некоторые масштабные преобразования.
В частности, завершилась работа по реконструкции Государственной детской библиотеки имени Бегалина. Это, по вдохновенным заверениям господина Кульбаева, будет совершенно новая концепция развития библиотеки.
Современные технологии позволят превратить скучный пункт книговыдачи в интерактивный арт-центр с опцией подключения к мировым библиотекам. Необходимо отметить, что Кульбаев дал достаточно реалистичную и заманчивую картину современной библиотеки как настоящего центра эстетического воспитания ребенка.
Кроме того, завершились работы по реконструкции Государственного театра кукол, который распахнет свои двери уже в марте этого года. Помимо основного зала в новом театре предусматривается интерактивный зал, где актеры смогут представить свое кукольное искусство прямо в тесном кругу детей.
Культуре поведения также уделили внимание, разработав несколько ироничных социальных проектов по укреплению гражданской нетерпимости к некультурному поведению и загрязнению улиц. Так, склонные к аллегориям агентства сравнили недисциплинированных пешеходов с баранами, а людей, целящихся мимо урны, назвали “красавчиками”. Последний упомянутый концепт “Чисто по-алматински”, как рассчитывают авторы, должен создать моду на культурное поведение в городе.
Российский гость Гедиминас Таранда с одобрением выслушал отчет представителя управления культуры города, после чего рассказал, как его коллектив попал в обойму праздничных мероприятий года.
- Мне очень приятно, что я со своим коллективом участвую в закрытии Года культуры в Алматы, - приветливо вступил господин Таранда. - Почему мы все бросили и приехали сюда? Потому что, когда мы с Кайратом Кульбаевым разговаривали о Годе культуры, я предложил идею - создать шоу очень высокого уровня, чтобы оно было интересно всем, не только знатокам, но и людям, впервые соприкоснувшимся с высоким классическим искусством. Объединить классику и современность.
Я предполагал, что, может, через год мы это и сделаем. Но тут поступил звонок от Кайрата, что уже первого февраля мы выступаем. Я, конечно, опешил, разве возможно взять и поставить шоу за 21 день?
И мы согласились. Раз Казахстан готов, то мы тоже готовы.
Для представления в Казахстане руководитель концерта Гедиминас Таранда собрал отрывки из самых известных классических произведений. Это и симфоническая музыка, и исполнительское искусство, опера и балет. Бизе, Верди, а главное - отрывки из произведений известных казахских композиторов. Идейный вдохновитель концерта попытался соединить казахскую классику с мировой.
- В процессе я сам открыл для себя многие вещи из казахской оперы, - добавил Таранда. - На десятой минуте концерта идет отрывок из оперы “Абай” - я был потрясен тем, насколько это легко и весело. А когда я услышал “Махамбета” в исполнении коллектива “Отырар Сазы”, у меня появилась идея соединить вместе музыку Римского-Корсакова, игру оркестра народных инструментов и Имперский русский балет. Интересно, необычно... Возможно, в конце мая мы представим эту смесь публике.
По словам руководителя Имперского русского балета, совместно с казахстанской стороной он запланировал уже три проекта.
- Почему с Казахстаном? Мой Имперский русский балет уже частично казахский, - прокомментировал свои планы Таранда. - У меня работают семь выпускников из Алматы и Астаны. Казахстанские артисты, которые в свое время воспитывались у меня, сейчас работают и в венской национальной опере, и в швейцарском балете.
А главное, здесь все делается очень быстро. В Москве сделать что-то безумно трудно и долго. Здесь же, в Казахстане, если предлагаешь что-то необычное и интересное, все делается быстро и без проволочек.
Мы нынешний концерт подготовили меньше чем за месяц. Иностранцы бы подумали, что мы готовили его год. Залог такой скорости в том, что у нас с вами есть фантастический культурный ресурс. Количество профессионалов в области культуры громадное. Главное сгруппировать всех правильно.
Так, в грандиозном концерте на сцене Дворца Республики выступили Имперский русский балет, Симфонический оркестр под руководством Вага Папяна, фольклорно-этнографический оркестр “Отырар Сазы”. А также казахстанские звезды оперной сцены, отечественные и международные мэтры музыкального искусства, такие как Алибек Днишев, Нуржамал Усенбаева, Жания Аубакирова, Медет Чотабаев и другие. |