|
Айгерим Бейсенбаева
Одиночное существование на сцене - особый пластический язык, которым известная актриса театра Иоланта Юшкевич владеет в совершенстве.
Мой спектакль, говорит актриса, производит на людей эффект с шумом разлетающегося на мелкие куски сосуда. Зрители в зале мгновенно просыпаются от эмоционального сна. А “разбудив” зрителей, Иоланта держит их внимание в одиночку до самого конца
Популярная в Европе актриса Иоланта Юшкевич прибыла в Алматы для того, чтобы дать серию мастер-классов для артистов театра “АРТи ШОК”. Кроме того, в конце недели она планирует выступить со спектаклем в литературно-музыкальном салоне Генерального консульства Польши в Алматы.
О целях своего визита и о различиях между театральной культурой двух континентов Европы и Австралии Иоланта Юшкевич рассказывает в эксклюзивном интервью для газеты “Новое поколение”:
- Мои мастер-классы представляют методику, которая здесь не используется. В Казахстане и в России, на постсоветском пространстве, используют в основном систему Станиславского.
Моя система, разумеется, также проистекает из классических методов Станиславского, однако я привнесла свои нюансы.
И подвергнуть сухому словесному анализу мой метод довольно сложно. В моей театральной системе первично тело, затем уже идет слово. Мы отталкиваемся от движений, пластики, физического. Я не планирую то, как я сяду, как буду передвигаться по сцене - все это приходит непосредственно во время самого спектакля. Польский теоретик театра называет это “бедным” театром. Нет света, нет декораций. Есть только пол и актер. И уже во время поисков приходят элементы, которые используются во время выступления.
- Вы, уроженка Польши, живете в Австралии. Где - дом, где - работа? Расскажите о расстановке сил в этой поистине глобальной сфере Вашего творческого влияния.
- В Австралии были заложены основы моей театральной деятельности. Там располагается моя лаборатория искусства. К тому же там живет моя семья.
Работаю же я в основном в Европе. Разъезжаю со спектаклями по европейским городам, принимаю участие в театральных фестивалях.
Как только израсходую весь свой творческий материал, я вернусь в Австралию, запрусь в своей театральной лаборатории и буду работать над новыми постановками. Для того, чтобы подготовить одну вещь, необходимо около полугода кропотливой работы.
- Тем не менее свой театр - Kropka Theatre - Вы открыли некогда в Сиднее. Существуют ли в Австралии сильные театральные традиции?
- В Австралии нет никаких театральных традиций. Там превосходно развиты спорт, отдых, развлечения, но никогда не было театрального искусства как такового. Разумеется, в Австралии есть прекрасные театральные и музыкальные площадки, но на них представляют свое творчество приезжие артисты. Тамошние театры приглашают зарубежные коллективы. Приезжая труппа представляет свой спектакль в течение семи недель, после чего его сменяют другие гости.
Австралийские театралы - это бизнесмены, люди старшего поколения, в основном иммигранты. Типичный театральный зритель перед спектаклем выпьет вина, после заходит с бокалом в зал, а после представления в приподнятом настроении едет в ресторан. Если рядом нет ресторана, то, может, и не пойдет в театр
(смеется).
- Делали ли Вы попытки познакомить австралийцев с театральной эстетикой?
- Этого нет в их крови, их традициях. Я, к сожалению, не смогу изменить этого отношения.
Я ставила там спектакли - в основном приходили те же иммигранты, привыкшие к этому искусству на родине.
В Австралии просто нет условий, которые бы располагали к такому виду искусства. Там слишком жарко, это суровая земля, населенная людьми бизнеса.
- Расскажите в таком случае, как Вы работаете в Европе.
- В театральной среде ориентируются по ситуации. Недавно познакомилась с театральным критиком из Армении. Она мне порекомендовала места и фестивали, и обо мне, в свою очередь, рассказала другим. В этой среде все через контакты, через общение.
Когда я узнаю о готовящемся фестивале, высылаю им DVD со своим выступлением. И, надо заметить, рассылаю их в большом количестве. На каких-то фестивалях мое искусство совпадает с концепцией мероприятия. И меня приглашают. Правда, не везде такой простой порядок вещей. В Италии, к слову, довольно консервативный подход и на фестивали не так просто попасть.
Но и без этого мои спектакли очень востребованы в Европе. Три года подряд я выступаю на фестивале в Лионе. Регулярно выступаю в Люксембурге, Бельгии, Германии, Македонии и Албании, на Украине, в Арабских Эмиратах и в Израиле. А также в Армении, Нагорном Карабахе, в Москве и Смоленске. И все это за последние пять лет.
Сейчас вот Казахстан. После этого я планирую выступления в Иране.
- Вы объездили Европу и Ближний Восток. Так где же все-таки самый взыскательный, понимающий и воспитанный зритель, перед которым приятно выступать?
- В Европе повсеместно можно наблюдать высокий уровень театральной культуры. Соответственно, и зритель везде одинаково восприимчив. Есть уважение к театру, особое отношение, как нигде в мире.
- Вы получили особую известность благодаря моноспектаклям. Тяжело ли дается Вам такой способ взаимодействия со зрителем? Удается ли в одиночку удерживать внимание зала?
- Я выхожу на сцену и своей энергией захватываю всех зрителей. Часто мои зрители не знают языка, однако неизменно привязываются к моим героям. Они чувствуют энергию, эмоции, видят пластику. Все это одна общая для всех иллюзия, иной мир.
Я вижу - они реагируют и, в свою очередь, источают сильную энергию. А я ее впитываю.
Выражаем благодарность Генеральному консульству Республики Польша в Алматы, секретарю и переводчику Сауле Ахметовой и председателю Польского центра культуры в Алматы Олегу Червинскому за помощь в создании материала.
Досье “НП”
Иоланта Юшкевич - практик и теоретик международного театрального искусства. Она создатель театра Kropka Theatre в Сиднее (1997).
Уделяет особое внимание разработке инновационной концепции монодрамы в поэтическо-метафорической ее форме.
Является режиссером таких спектаклей, как DesdeMONA, “Юдифь и Олоферн”, и других.
Отмечена правительствами Польши и Австралии за развитие театрального искусства. |