|
Ольга Зорина
Сергей Азимов, известный казахстанский режиссер, заслуженный деятель РК преподнес Казахстану в интеллектуальный дар переизданную монографию Михаила Терентьева “История завоевания Средней Азии”. Историческая монография увидела своего читателя в том числе благодаря ученому, геологу-нефтянику Балтабеку Куандыкову и писателю-издателю Мереке Кулкенову.
Трехтомник был представлен в Алматы и Астане. Третья презентация состоялась в Шымкенте. И не случайно в данном случае юг стал следующей станцией для размышления о судьбе нашей страны. Значительная часть издания посвящена вопросам завоевания Южного Казахстана.
Об уникальном издании, забытом чувстве патриотизма и потерянной нравственности мы говорим с Сергеем Жумабаевичем Азимовым
- Сергей Жумабаевич, первый вопрос о самом издании: какую ценность оно представляет?
- Мне представляется, ценность этого издания в том, что оно даст нам представление о том сложном периоде, который называется “Движение Российской империи на Восток”. Михаил Африканович Терентьев назвал свою монографию, которой занимался 40 лет, “Историей завоевания Средней Азии”. Он настолько глубоко исследовал материал, зная психологию и характер, нравы и обычаи, традиции всех народов, зная множество языков, в том числе фарси, казахский, узбекский, турецкий. Кстати, Терентьев - автор первых русско-казахского словаря и русско-казахской грамматики. Самое главное, что это честная книга, лишенная политкорректности, которая ему была не нужна, - он думал о своей стране, о великой русской империи.
Я просто многим хочу напомнить, что где-то в конце 70-х мы пышно праздновали 250-летие добровольного присоединения Казахстана к России. Я считаю, что эта книга дает возможность каждому мыслящему, образованному человеку делать собственные выводы, потому что историография, как никакая другая наука, подвержена тем или иным политическим ситуациям.
И в этом смысле ценность данной книги просто уникальна. Терентьев описывает историю завоевания Средней Азии так, как она происходила на самом деле. Мы же знаем историю, переписанную в угоду той или иной идеологии. Когда я занялся поиском всех четырех томов, то стал ярким свидетелем того, как небрежно относились к изданию. К примеру, том, в котором описывалось взаимоотношение казахских ханств и Российской империи, оказался с наполовину вырванными страницами.
Эта монография важна сегодня в том плане, что строятся независимые суверенные отношения с нашими ближайшими соседями. В ней много информации, которая может стать просто открытием - о том, как, например, Россия в течение десяти с лишним лет осуществляла очень умный, цивилизованный и грамотный протекторат над Восточным Туркестаном. Эти факты касаются нашего ближайшего и могущественного соседа Китая. Сейчас складывается непростая геополитическая ситуация в нашем регионе, и в этой книге можно найти очень много, если не ответов, то понимания, почему это происходит сегодня, потому что в любом случае причины всегда надо искать в прошлом. И в этом аспекте для нас представляют огромную ценность труды такого умного, грамотного историка и военного, как Михаил Терентьев, а чтобы достичь чина генерал-лейтенанта, занимая достаточно независимую позицию по отношению к власти, нужно быть очень-очень образованным и очень честным человеком и большим государственником.
Это пример сегодня для многих наших историков, ученых, политиков и государственников. Вот то, чему должны мы учиться у той великой России, которая в течение трехсот с лишним лет смогла утвердиться на огромных просторах одной шестой земного шара, вырастила, воспитала класс дворян, служивших своей отчизне искренне и честно. И Терентьев - блестящий представитель этого сословия, для которого служение Родине было делом всей его жизни. Это пример и российским, и нашим чиновникам, какими нужно быть и как нужно любить свою родину.
Вот для чего я издал эту книгу!
- То есть Вы хотите сказать нашим государственникам о том, что они попросту забыли о патриотизме и цивилизованности?
- Вы знаете, через 20 лет президент сказал, что общество потребления - оно не самое лучшее. Есть и другие более важные духовные ценности. Сказал - и все, и никто не поддержал его в этом призыве, потому что окружение не заинтересовано акцентировать на этом свое внимание, потому что живет по этому принципу потребления.
Но невозможно так дальше! Понятно, что есть бизнесмены, богатые, состоятельные, они заработали свои капиталы, и большинство из них знают цену деньгам. А ведь так расточительно живут не только бизнесмены, но и те, кому несметные богатства достались неправедным трудом. Мы с вами так не живем. Я в меньшей степени им завидую, потому что у меня другие жизненные принципы и ценности. Но ведь сейчас настало время строить социально-ориентированное, духовно-нравственное, справедливое общество. Нельзя нашему поколению этот шанс упускать.
Самое главное и важное - достойно, умно встретить свою старость. Только меньше всего хочу показаться правильным моралистом. Я нормальный человек, я живу, я ошибаюсь. Но я люблю эту страну, я горжусь своими героическими предками, понимаю, что в какой-то исторический период казахский народ оказался на обочине промышленного и цивилизационного развития, будучи народом кочевой формации, но сохранил свой дух. И если сейчас этот дух чести, нравственности, порядочности, мужественности размывается, то в этом смысле пример дворянского русского класса достоин осмысленного подражания.
- Сможет ли эту монографию оценить неподготовленный читатель?
- Да, это издание достаточно серьезное, но в любом думающем человеке оно, безусловно, пробудит новую мысль, заставит глубже анализировать сложные перипетии истории своего народа. Книга Терентьева очень популярна среди европейских историков, потому что всегда шла и будет идти борьба интересов тех или иных стран. А Средняя Азия всегда была ареной внимания крупных империй. Мы создаем десятки институтов, пытающихся найти какое-то цивилизационное и культурное согласие, проводим сотни форумов. Это нужно. Но, наверное, еще и нужно книги читать умные, глубокие, серьезные. Сегодня много глянцевых журналов и глянцевых книг, представляющих некий духовный суррогат, который оглупляет людей, приучает мыслить шаблонно и меняет систему духовных ценностей. И появляются такие понятия, как бренды, вещизм, культ вещей, денег, обогащения. Но без осознания себя как личности в этом мире это путь пагубный. И он идет безудержно, происходит выхолащивание каких-то естественных, природой нам дарованных ценностей. Человек превращается во что-то искусственное.
- Почему Вы решили провести презентацию и в Шымкенте?
- Во-первых, я очень люблю этот город, сохранивший свою творческую элиту. Во-вторых, этого города не коснулась духовная провинциальность. А значит, здесь смогут меня услышать. К тому же надо отметить, что значительная часть монографии относится к периоду отвоевания Южного Казахстана, входившего в состав Кокандского ханства. И Терентьев пишет обо всем очень честно. Он начал составлять эту монографию по личному заданию знаменитого генерал-губернатора Туркестанского края Кауфмана, оставившего огромный след в этом крае. Но Кауфман остался недоволен столь беспристрастным описанием событий. И все генерал-губернаторы, о которых он писал, а это, напомню, сорок лет кропотливого труда, не особенно выражали свою симпатию документальным подробностям.
Автор книги - генерал царской армии Михаил Терентьев. Он был не только боевым офицером, участвовавшим в Крымской войне 1853-1856 годов, в самаркандской экспедиции 1867 года и в русско-турецкой войне 1877-1878 годов, но и востоковедом и военным историком. Впервые книга увидела свет в Санкт-Петербурге в 1906 году, в советское время порицалась и была неизвестна широкому кругу читателей, интересующихся историей. |