ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Битва за юного зрителя Культура

Айгерим Бейсенбаева
Могут ли пьесы современного ТЮЗа конкурировать со зрелищностью и масштабом блокбастеров и мультфильмов? Как сегодня дети знакомятся с волшебством театрального зала? Есть ли у нынешних ребятишек собственные театральные герои?
Об этом в интервью “НП” рассказывает директор Государственного академического русского театра для детей и юношества имени Н. Сац Надежда Горобец

alt
- Надежда Григорьевна, каким был ушедший год для театра? Расскажите о главных событиях на сцене и за кулисами.
- Этот год оказался чрезвычайно плодотворным. Нам удалось сделать гораздо больше, чем мы планировали поначалу. Театр смог осуществить восемь постановок, причем все эти работы достаточно значительные, разноплановые и несомненно удачные.
“Волк и семеро козлят” - просто замечательная постановка. Каждое воскресенье у нас на этом спектакле аншлаг.
Очень интересная и трудоемкая работа - “Турандот”.
Вы понимаете, какая это была ответственность - ставить такое значительное произведение. Мы доверили эту работу режиссеру Султану Усманову, и могу с уверенностью сказать, что спектакль состоялся. Работы некоторых артистов в этом проекте также заслуживают внимания. Главную роль в спектакле исполнила заслуженная артистка РК Ольга Коржева, и сыграла она впечатляюще. Это и Евгений Павлович Ефремов, и молодой актер Вячеслав Анисов.
Мы долго думали, какой спектакль подготовить специально для более взрослого поколения ребятишек. Этот возраст всегда оказывается обделенным театральным материалом, потому что из сказок ребята уже выросли, а современных пьес об их сверстниках практически нет. Любой театр озабочен поиском драматургического материала, который будет не только интересен детям, но и полезен. Мы решили, что постановка “Сказка о потерянном времени” отвечает нашим запросам. Постановка получилась динамичной: с одной стороны, современной, а с другой - мы сохранили атмосферу времени, в котором росли сами.
Специально для новогодних каникул мы подготовили пьесу “Щелкунчик”. Мы решили отойти от традиции постановки новогодних развлекательных представлений, взамен мы ставим полноценные спектакли. Чтобы зритель и в праздники не отрывался от театрального искусства. Когда театры при подготовке к Новому году идут только по развлекательному пути, они несколько отступают от своего предназначения.
Театр - это высокое искусство. Поэтому три года подряд к новогодним каникулам мы готовим серьезные постановки - “Золушку”, “Падал прошлогодний снег” и вот теперь “Щелкунчика”. В этом году мы убедились в том, что мы на правильном пути.
- В Вашем театре ставятся произведения современников, но только для взрослых зрителей. Есть ли у маленьких театралов герои их времени? Неужели нет современного драматургического материала для детской постановки?
- К сожалению, пока таких произведений нет. Наверное, потому что мы еще не пережили этот переломный момент жизни нашей страны.
Для каждого народа этот период сложен, ведь необходимо в первую очередь осознать глобальные задачи, построить полноценное общество, идет работа над идеалами, духовными ценностями. Это нормальное явление для переходного периода.
До взрослых эта новая идеология уже дошла, а вот с детьми сложнее. Устоявшиеся истины необходимо сформулировать понятным для них языком. Это требует осмысленного подхода.
На время развития у нас всегда есть классика, она не устаревает и по многим статьям актуальна и своевременна. Именно классика помогает формировать понимание общечеловеческих ценностей в наших детях.
С другой стороны, сегодня дети ждут, когда на сцене появится такой герой, как они сами. Раньше в театрах был популярен образ травести, так как ставили много спектаклей о мальчишках и девчонках.
И в нашем театре была замечательная артистка Ольга Алексеевна Решетниченко, которая так убедительно играла мальчишек, что дети после спектакля спорили - мальчик это или девочка.
В те времена у детей были свои герои, они хотели быть на них похожими. Сегодня таких юных героев мало, и амплуа травести постепенно уходит из театров.
- В прошлом году ТЮЗ неоднократно заявлял, что ставит спектакли двумя составами - опытные актеры и молодежь, вчерашние студенты. Эффективна ли ваша молодежная политика? Вытягивают ли целый спектакль молодые актеры?
- Сейчас повсеместно в стране ведется такая политика - молодым дают возможность проявить себя. В театре это направление должно быть приоритетным хотя бы потому, что молодые актеры в театр приходят с верой, что им сразу же дадут выйти на сцену и проявить себя в полной мере. Если актеру долго не давать хорошую роль, он перегорает.
В этом плане минувший год также был примечательным. Мы дали возможность молодому режиссеру Жанель Сергазиной поставить спектакль “При чужих свечах” на Малой сцене. Роли в пьесе исполняли также молодые артисты.
И можно сказать, что сложился прекрасный творческий ансамбль, несмотря на то, что у режиссера не было опыта.
На республиканском фестивале “Дебют” в Таразе этот спектакль занял третье место. Мы считаем, что это достойный результат.
Наши режиссеры стараются работать с молодыми актерами. Режиссер Владимир Крылов, когда ставил сложнейший спектакль “Справочник Сингапура”, настоял на том, чтобы второй состав был молодежным.
Можно было, не рискуя, смешать актеров, чтобы молодым было за кем тянуться, однако режиссер, на мой взгляд, принял правильное решение. Во-первых, выказал доверие начинающим; во-вторых, получилось два разных интересных спектакля. Удачная находка. Когда вчерашним студентам дают главные роли, у них появляется желание расти.
Сейчас часто сетуют на то, что через десяток-другой лет мы останемся без талантливых режиссеров, когда уйдут мэтры. Но если мы поддержим молодых сегодня, завтра будем иметь достойные кадры. Здесь главное доверие.
- Вернемся к теме целевой аудитории ТЮЗа. Дети сегодня предпочитают компьютерные игры, телевидение, кинотеатры. Вы чувствуете в себе силы конкурировать с этими образцами массовой культуры?
- Это серьезная конкуренция. Недавно мы проводили исследования рынка и обнаружили, что не столько кинотеатры сегодня наш основной конкурент, сколько торгово-развлекательные центры. Не всегда дети сами делают выбор, как им проводить свободное время - за них это зачастую делают родители. А взрослым удобнее привезти ребенка с собой в торговый центр и пристроить его к игровым автоматам или оставить в кинотеатре.
И фильмы сегодня в большинстве своем пробуждают лишь какие-то первичные эмоции. Голову, в общем-то, можно не включать.
Вообще, это, конечно, от воспитания в семье зависит. Я не говорю, что родители должны силком водить детей в театр, скорее они должны предоставить альтернативу отупляющей массовой культуре, дать возможность выбора.
Многие дети осознанно выбирают такое театральное времяпрепровождение.
Мы частенько замечали, что ребятишки на спектакле ведут себя, как в кинотеатре. Шуршат чипсами, шумят, разговаривают. Конечно, их сложно упрекнуть - в кинотеатрах такое поведение не осуждается, а ребенок не всегда может понять разницу, что шум может мешать актерам. Мы пытаемся тактично привить ребенку театральный этикет.
Или вот однажды проводили конкурс на костюм лучшего театрального зрителя. Конкурсы и соучастие детей - довольно действенные методы.
С другой стороны, кино сейчас предоставляет такое богатство визуальных эффектов, что и мы должны стремиться к повышению зрелищности. Современный спектакль должен быть веселым, динамичным, увлекательным, интересным с точки зрения психологического восприятия и непременно музыкальным.
Нам невероятно повезло с режиссером Султаном Усмановым. Детский театр вообще задумывался Натальей Сац как музыкальный. Долгие годы в театре сменялись режиссеры, у каждого был свой интересный взгляд, но не всегда - музыкальное образование.
Султан Алимжанович окончил ГИТИС, факультет музыкальной режиссуры, потому он прекрасно разбирается в музыкальном материале. За семь лет сотрудничества с этим режиссером наш репертуар обогатился многими выдающимися музыкальными постановками. Музыкальная составляющая повышает уровень актерского мастерства наших артистов. Это ведь намного сложнее - не только играть, но и петь.
- Сегодня воспитанию детей уделяется гораздо больше внимания, чем, скажем, пятьдесят лет назад. Но это современное формирование восприятия ребенка - вещь противоречивая. С одной стороны, мировая общественность сейчас скрупулезно пересматривает отношение к сказкам, обнаруживая чрезмерную жестокость в сказках братьев Гримм или элементы расизма у Марка Твена. А с другой - даже современные мультфильмы полны жестокости. Щадит ли современный театр детскую психику?
- У каждого возраста свой пласт восприятия. Будучи детьми, мы не видели тех вещей, на которые обращаем внимание сейчас. И поэтому важно правильно расставить акценты, посмотреть на произведение глазами ребенка.
- Мы обращаем внимание на такие вещи и тщательно обдумываем каждую сцену. Допустим, в финале сказки “Волк и семеро козлят”, Волку вспарывают живот, чтобы извлечь козлят. Мы сочли эту сцену жестокой, и потому у нас волк их просто выплевывает.
Сказка - удивительно продуманный, универсальный источник знаний. Только сказка может щадящим методом преподать важные истины, социальные проблемы, не травмировав психику ребенка. Эти произведения способны, не заостряя внимание на жестокости, привести детей к счастливому концу. И при этом доходчиво показывают, какие именно пороки необходимо изжить, какие добродетели развить.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение