|
Ержан Оралбеков
Куба и казахский кубизм
В пространстве L.E.S. Социального клуба “Баттлер” до 20 января будет представлена выставка художника Куаныша Базаргалиева (Куба), работы которого обладают удивительным свойством восхищать как британских лордов, так и российско-казахстанских панков.
И если королева Елизавета простила Ричарду Брэнсону пластинку God Save The Queen панков Sex Pistols, которых он открыл миру 70-х, и даже присвоила Мистеру Оригинальность звание рыцаря за то, что этот хиппи-миллиардер способствовал укреплению экономики Англии и формированию ее благоприятного имиджа, то возникает вопрос: за что же ценят у нас в Казахстане приверженца панковских принципов Куаныша Базарагалиева?
В 1999 году Куаныш Базаргалиев был награжден Гран-при международного фестиваля “Жигер”, прошедшего в Алматы.
На международном фестивале искусств “Мастер-класс - Казахстан” в 2000 году он стал лауреатом в номинации “Открытие Шелкового пути”.
И, наконец, энергетика его работ всколыхнула атмосферу мира искусства британских островов.
- В 2008 году я принимал участие в большой выставке, которая проходила в дирекции художественных выставок, - рассказывает Куаныш. - Ее посетили гости из Англии: внук Чарли Чаплина, директор аукциона “Кристис”, еще четыре человека оттуда, включая директора русского департамента барона Алексиса Тизенгаузена. Эта комиссия выбрала мои работы с Саулешей, Марата Бекеева, Аскара Есдаулетова, Ералы Оспан-улы и еще четыре работы прикладного формата. Но пригласили в Лондон, чтобы присутствовать на аукционе, только двоих - меня и Сауле.
- Действительно, Куаныш, расскажи, пожалуйста, как это вы с Сауле оказались вместе? Легко ли быть мужем Сауле Сулейменовой - тоже художницы, причем суперталантливой и сверхамбициозной?
- Когда я приехал из Актюбинска в Алматы, чтобы участвовать в выставке, и познакомился с ней, многие мои друзья-алматинцы говорили: “Беги, мальчик, беги! Ты не знаешь, кто такая Сауле Сулейменова...” Меня это удивляло. Я просто увидел необыкновенно красивую женщину.
- А вот интересно, влияет ли ваше творчество друг на друга?
- Когда мы сделали первую за время нашей совместной жизни ее персональную выставку, то ко мне подходили люди и благодарили, Сыдыханов благодарил за то, что я на Сауле хорошо влияю. И она на меня, несомненно, влияет тоже. Как раз Рашид Аронович и познакомил нас более тринадцати лет назад на фестивале “Жигер”.
За 13 лет жизни Алматы стал для меня родным городом. Поэтому я и выставку назвал “13”. На ней я постарался представить картины, отражающие все мои поиски, все мои течения и направления за эти годы. Это дань этому городу, демонстрирующая мою любовь к нему.
- Вообще твои работы не укладываются в определение какого-то одного стиля. К какому бы жанру ты отнес свое творчество?
- Мое творчество - это казахский кубизм. Это шутка, но в ней есть доля правды. Я очень люблю кубы, углы, тени, геометрические фактуры.
Искусствовед Ирина Юферова:
- Своим взглядом на мир он утверждает какие-то важные простые определенности, истины, формы, сопротивляясь распространившейся фальши и имитации. Куаныш отказывается от сложноконфигуративных замесов в живописи во имя чистоты геометрических форм, ясности сочетания абстрактного и реального, заставляя эти геометрические формы по-своему жить и вибрировать в своем мире. Иногда отказываюсь от цвета, использую черно-белую, ахроматическую и серебристую палитры, чтобы донести идею чистоты и простоты лаконичным языком геометризма. |