|
Айгерим Бейсенбаева
Премьера фееричной оперетты “Веселая вдова” состоялась на сцене Государственного академического театра оперы и балета имени Абая. Несмотря на фривольное название, жанр оперетты, по словам главы театра Габита Несипбаева, очень сложен и специфичен.
В этой связи постановку “Веселой вдовы” осуществил режиссер с мировым именем народный артист Венгрии Миклош Синетар - непревзойденный специалист по опереттам.
Он ставил “Веселую вдову” на самых престижных театральных площадках мира, и вот теперь красочная гротескная комедия разворачивается и на сцене ГАТОБ
Ироничная постановка “Веселая вдова” предстала на сцене ГАТОб во всем опереточном блеске. Вновь кружит головы ухажеров прекрасная и остроумная вдова Ганна Главари в исполнении народной артистки РК Нуржамал Усенбаевой. Каждый выход дивы и на сцене, и в зале сопровождается громкими овациями и восторженными возгласами.
Достойную партию героине составляет удалой гуляка граф Данило, секретарь посольства маленького гордого государства Понтеведро. Он лихо въезжает на сцену на автомобиле и азартно ввязывается в романтичную аферу по завоеванию сердца (и миллионов) гордой и блистательной Ганны. Динамичный сюжет наполняется интригой, мелкими комичными деталями, отточенными жестами и акцентами. Роскошный красочный антураж и костюмы под стать.
Именно “Веселая вдова “ Франца Легара некогда принесла режиссеру Будапештского театра оперетты
Миклошу Синетару мировую славу. Мастер осуществил множество постановок популярного произведения в разных точках мира, в том числе в Санкт-Петербурге несколько лет назад.
В Казахстан режиссер приехал со своей командой. Из Венгрии вслед за маэстро прибыли режиссер Андраш Ацел, хореограф-постановщик Питер Ласло и ассистент хореографа Эрика Хатсеги (Венгрия, Будапешт), а также художник-постановщик из Санкт-Петербурга Ирина Долгова.
- Я был очень удивлен, когда меня пригласили поработать в Казахстане, - рассказывает венгерский режиссер Миклош Синетар. - Но я не пожалел, так как имел возможность познакомиться с хорошими людьми и замечательным театром. Я посмотрел несколько постановок, в том числе “Похищение из Сераля” - на мой взгляд, первоклассный спектакль, - балет “Жизель” - он поставлен на мировом уровне.
Также я оценил профессионализм исполнителей главных ролей в новой постановке, считаю, что они бы могли работать в самых престижных театрах мира. И я могу оценивать, так как “Веселая вдова” в моей постановке уже несколько лет идет в Будапеште, а также в Мюнхене и Санкт-Петербурге. В Японии ее играли около 200 раз.
По убеждению господина Синетара, эта оперетта, в комичной форме рассказывающая о вымышленном государстве, погрязшем во внешних долгах, сегодня, как никогда, актуальна:
- Наша оперетта о том, как деньги влияют на жизнь людей. Я думаю, эта тема сейчас очень актуальна во всем мире. Кроме того, это произведение поднимает вопросы ошибок прошлого, ответственность за которые мы не всегда хотим брать на себя. Все эти обоснованные мысли очень весело высказываются в оперетте. В этом и особенность жанра - оперетта поднимает серьезные вопросы, но всегда добавляет при этом “Жизнь все-таки веселая”. И данное произведение “Веселая вдова” - отличный экземпляр этого жанра.
Главные роли помимо примы Нуржамал Усенбаевой в разных составах исполнили артисты театра Андрей Трегубенко, заслуженный деятель Республики Казахстан Жамиля Баспакова, заслуженная артистка РК Майра Мухамедкызы и заслуженный деятель РК Болат Жомартов.
По словам генерального директора ГАТОБ имени Абая Габита Несипбаева, премьере предшествовали несколько месяцев сложной работы.
- Это вторая по счету оперетта в репертуаре театра. “Веселая вдова” Франца Легара - чистый образец жанра, в то время как первое произведение, “Летучая мышь” Штрауса, в нашей постановке ближе к опере.
В самом названии оперетты на слух есть что-то достаточно поверхностное. На самом же деле это весьма трудоемкий, затратный в плане творческой энергии жанр. В этом мы убедились на собственном опыте. Подготовка спектакля оказалась очень сложным делом. Не думаю, что творческий потенциал труппы в оперетте используется не в полной мере, напротив, артисты приобретают определенный опыт, так как оперетта выдвигает специфические требования. Помимо музыкальной составляющей этот жанр требует яркой эмоциональной и убедительной актерской игры. К тому же здесь очень много текста, который должен стать органичной частью образа. С трудностями столкнулись не только исполнители, но и участники оркестра. Большая ответственность ложится на плечи дирижера. Музыканты играют не всегда и должны чутко следить за происходящим, что требует особой ловкости.
“Веселую вдову” заслуженно называют “королевой оперетт”. Остроумное либретто, проникновенная красочная музыка Легара обеспечили ей неувядаемую популярность.
Впервые “Веселую вдову” поставили в Вене в 1905 году, а затем популярная оперетта сделала полный оборот вокруг земного шара - более миллиона постановок на разных языках мира.
Основой для либретто “Веселой вдовы” послужила комедия Анри Мельяка “Атташе из посольства”. При переделке либреттисты заменили мелкое германское княжество на балканское Понтеведро (или Монтенегро, то есть Черногорию) и, соответственно, изменили все имена на славянские. Черногория в начале XX века была должником австрийского и других банков, и этот мотив иронически обыгрывается в оперетте. |