Ольга Зорина
В рамках Года Украины в Казахстане предъюбилейный 79-й театральный сезон областного Южно-Казахстанского Русского драматического театра закрылся премьерой спектакля “Панночка” по мотивам повести Николая Гоголя “Вий”. Кстати, в следующем году великому классику исполняется ровно 200 лет, а к его произведениям все больше интереса
Говоря современным языком, повесть Николая Васильевича Гоголя “Вий” - это бессмертный хит, который воспроизводился в драматургии и кинематографе сотни раз. И всякий раз интерпретация загадочных хуторянских историй остается незыблемо интересной. И как читателя увлекают сюжетные построения и удивительный авторский язык, так еще более зрителя притягивает мистический сюжет с нечистой силой. И сюжет, в общем-то, деревенский, а сколько в нем необыкновенного фольклорного очарования! Это привлекает практически всех театральных сценаристов и постановщиков.
Не сумел избежать искушения и Южно-Казахстанский Русский драматический театр. Что из этого получилось - судили зрители. Мнения, скажем, оказались кардинально противоположными. Одни посчитали постановку слабой и недоработанной, другие удостоили спектакль самой высокой похвалы. Но, как бы то ни было, аншлаги на все выступления труппы были заблаговременными, и гоголевские персонажи вновь взбудоражили взыскательную публику благодаря приглашенному режиссеру из России - Олегу Белинскому.
Только он, этот бывший шымкентец, способен выковать за самые короткие сроки все, что только возможно, из талантов и способностей местных артистов. Так, в прошлый театральный сезон ему удалось за один месяц создать сильнейший по замыслу и постановке спектакль “Продавец дождя”. Его премьера имела большой успех. А спектакль “Панночка”, по сценарию Нины Садур, основанный на мотивах повести “Вий”, был поставлен за меньший срок - всего за 25 дней. Сам Олег Белинский признался, что ожидал больших затрат по времени, но молодые артисты театра собрали все свои силы и с удовольствием поработали со своим любимым режиссером.
Приезд в Шымкент Белинского всегда становится настоящей профессиональной школой для местных служителей Мельпомены. А для зрителей его работа здесь и вовсе праздник, потому что в его почерке чувствуется мастерство и серьезный подход к любой постановке.
Зрелищные моменты создавались игрой светотеней и мистическим музыкальным рядом, подготовленными бессменным звуко- и светопостановщиком театра Владимиром Куликовым. Эффектные приемы - дымовая завеса, безумные танцы Панночки и ее неожиданные выходы из гроба - придавали спектаклю особую таинственность.
При минимальных материальных затратах и технических возможностях спектакль был построен на текстах размышлений главных героев о столкновении мира разумного и мира инстинктивного.
В игре были задействованы, как было сказано выше, молодые кадры театра - А.Петриченко (Хома Брут), Л.Данилова (Панночка), Р.Шарипов (Явтух), Г.Баканов (Дорош), А.Комаров (Спирид), О.Жукова (Хвеська). Они успешно справились с режиссерской задачей и за короткий срок вжились в образы своих героев. |