|
Наталья Бойко
Закрытие театрального сезона Театр имени М.Ю.Лермонтова отметил двумя юбилейными датами. Во-первых, это было 75-е закрытие сезона. Во-вторых, 150-й показ спектакля “Пока она умирала”. Ну а третьим праздничным событием стал театральный капустник, устроенный в связи с первыми двумя
Еще одна немного печальная дата звучала из уст театралов - два года затянувшегося ремонта. И хоть ремонт - дело хорошее, работники театра от него явно устали. Устали от скитаний по чужим театрам, которые милостиво привечают труппу Театра имени М.Ю. Лермонтова в течение этого сложного периода. И хоть сами “лермонтовцы” выражают огромную благодарность коллегам за гостеприимство, все-таки, как ни крути, каждому понятно - дома лучше.
Потому после слов благодарности театрам, на чьих сценах два года шли спектакли, а именно Театру драмы имени М.Ауэзова и ТЮЗу имени Г.Мусрепова, после слов благодарности зрителям, не забывающим все эти два года любимый театр, худрук театра Рубен Андриасян поделился перспективами.
Затянувшийся ремонт в декабре этого года завершится. И хоть работники театра надеялись встретить новый театральный сезон уже в стенах родного театра, такому известию тоже рады и готовы мужественно ждать возвращения домой. А пока они готовят к новому сезону и репетируют “в полевых условиях” три спектакля: “Король Лир” Шекспира, “Отдам добрую старую собаку в хорошие руки” (авт. Лев Проталин) и “Я не Рапопорт” Эрба Гарднера.
Но это все будет в новом, 76-м сезоне, а на прощание с текущим театральным сезоном “лермонтовцы” подарили зрителю свой 150-й показ спектакля “Пока она умирала”. В 150-й раз умирала на сцене долгожитель Софья Ивановна. Почему же так долговечна постановка, за что ее любят зрители? Причины кроются как в самом спектакле, так и в постановке, замечательной игре актеров.
О пьесе, об авторе и о спектакле
“Я не претендую на создание чего-то нетленного, - сказала Надежда Птушкина. - Но то, что люди перестают друг друга любить, меня тревожит....” Произведения драматурга Надежды Птушкиной ставят многие театры России и ближнего зарубежья. Сейчас она также пишет сценарии к своим пьесам для кино.
Кстати, по пьесе “Пока она умирала” снято три фильма. Самый известный - “Приходи на меня посмотреть” - снят Олегом Янковским, дебютировавшим в качестве режиссера, и одним из лучших российских операторов Михаилом Ограновичем.
Янковский сам снялся в главной роли вместе с Екатериной Васильевой, сыгравшей Софью Ивановну, и Ириной Купчиной в роли Татьяны. Спектакль по этой пьесе идет во многих театрах. В Московской “Старой деве” по той же пьесе Татьяну играет замечательная актриса Инна Чурикова.
В нашем спектакле, поставленном Юрием Коненкиным, также задействован потрясающий актерский состав: заслуженные артисты РК Татьяна Банченко, Наталья Долматова, Юрий Капустин, Геннадий Балаев, Людмила Тимошенко. В прошлом году спектаклю исполнилось 10 лет.
Лирическая комедия, или мелодрама, похожая на рождественскую сказку, давно завоевала зрительскую любовь. Последнее время появляется много неплохих спектаклей в различных театрах. И все-таки тенденция всех этих новинок такова, что после просмотра понимаешь: одного раза достаточно! Так вот, этот спектакль я бы лично посмотрела еще. И знаю людей, которые не два и даже не три раза его смотрели.
Забавная история людей преклонного возраста, нашедших свое счастье случайно, по ошибке, действительно похожа на добрую сказку. Во многом успех спектакля, считаю, зависит от блестящей игры актеров. Надо отдать должное и художественной постановке спектакля. Особое значение здесь имеют декорации. Художник, лауреат госпремии РК Владимир Кужель, искусно создал быт двух одиноких женщин. Выигрышно использовано пространство сцены. И тут работникам театра низкий поклон за то, что они на сцене чужого театра умудряются на один день смонтировать этот маленький, но такой технически сложный мир этой пьесы.
А кому капустник?
После трехчасового спектакля в двух действиях сразу начался театральный капустник, которого с нетерпением ждали зрители, нисколько не уставшие, и спектакль смотрелся на одном дыхании. К тому же зрители знают, какими интересными бывают капустники в Театре имени Лермонтова. Да простят меня казахстанские КВНщики, но наш КВН здесь отдыхает. Так и хочется сказать - учитесь. За неделю в условиях ремонта ребята из театра “наваяли” уморительные сцены. Посвященные, конечно же, спектаклю “Пока она умирала”.
Итак, в программе “Максимум” говорил ведущий, перечисляя события, произошедшие в мире, пока она умирала. В капустнике помимо актеров театра были задействованы два спортсмена-бодибилдера клуба “Фиделити” - Руслан и Валихан. Они принимали участие в конкурсе на право быть выбранным Софьей Ивановной. Потому что, как сказал ведущий, пока она умирала, произошли серьезные изменения в мире. Теперь, по статистике, не 10 девчонок на девять ребят, а девяносто девять на одну.
Ну а сенсацией стала победа смешного недотепы в семейных трусах, сыгранного Александром Багрянцевым. Зато какой красивый танец станцевал победитель с Софьей Ивановной, неожиданно вставшей с инвалидной коляски. Короткая юбка, сапоги “ботфорты” - вот это умирающая! Вот это танец!
Не остался без внимания, естественно, и ремонт в театре. Сумасшедшая песенка бригады строителей-ремонтников на сцене закончилась словами: “Может, еще не такое предвидится, если два года ремонт...”
Как рассказала режиссер капустника Лариса Александровна Осипова, интерпретация этих слов изначально была такова: “Может, еще не такое предвидится, если два года не жрать...” Ну а на репетиции актеры распевали: “Может, еще не такое предвидится, если два года бухать”.
- Вообще, - сказала Лариса Александровна, - театральный капустник и его подготовка - дело особенное, посмотрели бы вы на нас во время репетиции! Все идеи рождаются в процессе, и здесь стоят шум и хохот, потому что можно и похулиганить “по тяжелой”, и пофривольничать. Процесс репетиции - это настоящее актерское озорство! Самое острое и “угарное” звучит здесь. Получается замечательный театральный междусобойчик. Судить конечный результат, конечно, зрителю.
В этот раз, несмотря на то, что репетировать приходилось в походно-полевых условиях, мы не сделали исключения. За неделю подготовили капустник. Ведь зрители наши капустники любят и помнят, а мы все делаем для нашего зрителя.
Когда в афише после спектакля появилось объявление о капустнике, билеты были раскуплены задолго до спектакля. Капустник показывается один раз - это эксклюзив. И мы тоже их любим, хотя никаких денег, естественно, тут не заработаешь. Но это особенное настроение.
Раньше я организовывала капустники вместе с Олегом Бирючовым, это было замечательно. После его ухода приходится все делать самой. Но ребята принимают активное участие. Это такой мозговой штурм. В этот раз капустник длился 22 минуты. Стандартное время театральных капустников - 15-20 минут, но мы обычно делаем длиннее. Когда был сотый показ этого спектакля, капустник длился 45 минут. Он полностью отображал события спектакля и получился, как комедийный мюзикл.
В этот раз мы решили не делать много, все-таки после трехчасового спектакля этого достаточно. У нас создалась прекрасная “капустная” команда. Но после того, как мы делали капустники, например, к юбилею Толоконникова, к нам подходили заслуженные артисты и говорили: “А почему нас не задействуете?”.
Еще у нас существует табу: мы не задействуем в капустнике актеров, которые играют в спектакле. Но здесь мы его нарушили. Очень забавная сценка получилась. В программе “Максимум” в рубрике “Чудеса преображения” Софья Ивановна - бабушка в коляске - вдруг преображается в шикарную даму. Мы-то знаем Татьяну Петровну - красота, стать, ноги от ушей... Она легко согласилась. Предложили: “Оденешь юбку короткую?” Она: “Без проблем!” И никто даже не задумается о ее возрасте!
И знаете, очень вас прошу позволить выразить огромную благодарность работникам театра - цеха реквизита, костюмерам, гримерам и монтажникам. Им особенно нелегко в этот тяжелый для театра период. И костюмы, и грим, всяческие фены-расчески им приходится таскать на себе. Монтажники за день до спектакля вечерами работают. Это такой труд! А их работа зрителю не видна. И еще спасибо огромное ребятам-спортсменам, которые приняли участие в спектакле - Руслану и Валихану. Репетировали с нами неделю, жертвуя своим временем.
Великолепная исполнительница главной роли - умирающей Софьи Ивановны -
Банченко Татьяна Петровна:
- Мне было нелегко после спектакля выйти на капустник. Но благодаря зрителю открывается второе дыхание. Мой выход, мой танец придумали ребята. Я репетировала за день и в антракте. Сразу после спектакля мне моментально сняли грим, сделали прическу, и все получилось. Спектакль действительно долгожитель, но у нас есть еще спектакль, который играли 177 раз. Это “Семейный портрет-1” и “Василиса”, сыгранная семьсот с лишним раз. Хотя сейчас из-за ремонта детские спектакли, к сожалению, не идут, но мы надеемся, что вскоре все возобновится.
И я вместе со всеми алматинцами надеюсь, что в следующем театральном сезоне Театр имени М.Ю.Лермонтова распахнет свои двери большому и маленькому зрителю. |