|
Айгерим Бейсенбаева
Что скрывается за внешней идиллией жизни супружеской пары? Непонимание, эгоизм, страдания, бесконечная ложь и пустые бутылки из-под коньяка, спрятанные за книжными переплетами.
Что для супругов их брак? По убеждению героев пьесы “Малые супружеские злодеяния”, брак - это ад. Но в котором тепло, и есть место двоим.
Премьера пронзительного спектакля “Малые супружеские злодеяния” по пьесе Эрика-Эммануэля Шмитта состоялась на сцене Государственного академического русского театра драмы имени М. Лермонтова
Режиссер Дмитрий Скирта вываливает целую связку скелетов из гардероба одной супружеской пары на камерную сцену театра.
Сначала они просто безликие и безымянные супруги, танцующие танго хладнокровных убийц под музыку беспощадных строк какого-то романа.
Эстетствующий автор, пишущий детективы, Жиль и его немолодая, но все еще обаятельная жена Лиза в привычном интерьере своей гостиной. Яркая картина на стене, закрывающая окошко на кухню, и расходящиеся в разные стороны ступени. Две отдельные лестницы - сводящие людей вместе или навсегда разлучающие.
|
По прошествии пятнадцати лет супружества в жизни Жиля и Лизы происходит несчастье. Жиль приходит в себя после операции и не узнает жену, дом, собственноручно написанные им романы. С дотошностью детектива он пытается выяснить обстоятельства трагедии, да и собственной жизни в последние годы, о которой ровным счетом ничего не помнит. Заботливая супруга рассказывает ему о себе и о нем самом, но все это звучит, как рассказ о посторонних, чужих ему людях. В рассказе любимой жены сквозит нечто - то ли ложь, то ли правда, которую ему вспоминать не хочется.
Перед Жилем предстает его собственный образ - с одной стороны, импульсивный, страстный и нетерпеливый. А с другой - он домосед с тонкой душевной организацией, верен, доверчив, любит посещать с любимой женой чайные салоны и ходить по магазинам. Все эти разрозненные куски никак не желают укладываться в единую мозаику. Каким-то чудовищным образом Жиль становится третьим лишним в собственном браке.
Зритель, даже не будучи детективом, чувствует, что кто-то из этих двоих врет. Тягучая и липкая атмосфера преступного обмана обволакивает сцену. Яркая картина висит на стене как символ безоговорочного семейного счастья. Иногда герои опускают ее, и открывается маленькое окошко с тусклой лампочкой - и тогда в комнату сочится правда.
Зрителям, затянутым в водоворот моральных поисков главных героев, только предстоит выяснить мрачные тайны семейства и есть ли у этого брака воля к жизни.
|
Это не первая постановка театра пьесы французского драматурга Эрика-Эммануэля Шмитта. Ранее на большой сцене поставили его “Отель двух миров” - спектакль таинственный, яростный, философский.
Режиссер новой постановки “Малые супружеские злодеяния” Дмитрий Скирта продолжает тему поиска смысла. На этот раз в тесном мирке супружеской жизни. В трактовке спектакля брачные отношения предстают перед зрителем как нечто нелогичное, нерациональное, построенное на взаимной лжи, животных инстинктах и поисках личной выгоды.
“И здесь жульничество возводится в степень шедевра! - трагично возвещает измученный Жиль. - Оба врага теперь готовы все оправдать во имя семьи. Семья - вот вершина их обмана! Ибо они оставили свои грубые и плотские объятия ради оказания услуги всему роду человеческому и смогут теперь раздавать пинки и затрещины во имя воспитания, бесцеремонно навязывая всем свою глупость, вредоносность и шумливость. Семья, или Эгоизм в одеждах альтруизма...”.
“Присмотритесь к новобрачным, - желчно взывает герой, - и попытайтесь угадать, кто из этих двоих станет убийцей”.
Когда режиссер Дмитрий Скирта выбрал эту пьесу для постановки, он сразу подумал об актере Александре Багрянцеве и не ошибся в выборе. В паре с актрисой Ольгой Ландиной Багрянцев создает действительно напряженный смертоносный дуэт. Эти двое мечутся по сцене, как два прекрасных и опасных зверя в клетке. Они поочередно предстают перед зрителями в роли то хладнокровного охотника, то беззащитной жертвы. Жиль - эстет и интеллектуал, способный докопаться до истины. Лиза под стать ему - коварна и обольстительна. Напряжение между ними звенит, как натянутая тетива.
“Что вы за женщина?” - спрашивает Жиль. “Ваша женщина” - ответствует Лиза, и в тесном пространстве камерной сцены красочно и детально восстают воспоминания, показывающие, ради чего стоит бросаться в бой с открытым забралом за счастье этого несчастного брака.
Французский драматург Эрик-Эммануэль Шмитт достаточно нетривиально затрагивает вопросы жизни и смерти в своих произведениях.
В репертуаре самой Лермонтовки совсем недавно появился “Отель двух миров” Шмитта. Герои автора ждут своей участи в загадочном отеле, и неизвестно, куда отправит их лифт - вверх или вниз. Пьеса поднимает окутанные тайной вопросы пограничного состояния, в котором находятся люди между жизнью и смертью.
Алматинские зрители знакомы с его произведением “Оскар и Розовая Дама”, представленным несколько лет назад на сцене Республиканского немецкого драматического театра. В этой пьесе Шмитт вскрывает скальпелем драматургического языка достаточно болезненную тему - болезнь и смерть ребенка. Десятилетний мальчик Оскар, больной лейкемией, пишет письма господу Богу. Их обнаруживает Розовая Дама - из тех дам, одетых в специальную розовую одежду, которые приходят навещать детей в больницу. Именно она и посоветовала ребенку ежедневно писать эти письма, чтобы скрасить, возможно, последние его дни. Благодаря таинственной Розовой Даме мальчик проживает каждый день, как десять лет жизни, успевает повзрослеть, полюбить, постареть, испытать все, что суждено каждому человеку в течение жизни, и примириться с неизбежным. |