|
Айгерим Бейсенбаева
На днях жители Алматы могли стать свидетелями странного действа - небольшие приветливые группы молодых людей в сквере выписывали фонариками в воздухе разнообразные фигуры. И, судя по всему, получали от этого истинное эстетическое удовольствие.
Поясняем, странные художники светом по воздуху являются последователями модного направления - фризлайт, фотографической болезни, обострение которой наступило с приездом инициаторов российского арт-проекта Freezelight.ru Артема Долгополова и Романа Пальченкова
Фризлайт - это съемка на длинной выдержке световых рисунков, созданных при помощи фонариков или других световых элементов. Рисунки могут быть сложными или совсем примитивными, осмысленными или неосознанными, но в любых вариантах и сочетаниях, пойманный камерой свет творит маленькие живописные чудеса.
Фризлайт, по мнению идейных вдохновителей проекта, - это даже не фотография, а световая живопись. Снимок только основа, на котором пучками света можно нарисовать настоящие произведения.
|
Искусство, оставляющее след (работа Эрика Сталлера) |
Фотографы Артем Долгополов и Роман Пальченков, центральные фигуры в немногочисленной компании фризлайтеров, прибыли в Алматы для того, чтобы дать мастер-класс, систематизировать разрозненные знания местных молодых фотолюбителей относительно рисования светом и устроить практическое занятие.
Пока многочисленные последователи ожидали припозднившегося мастера световой кисти Артема, его коллега Роман демонстрировал на дисплее несомненно художественные портреты девушек в сложных узорах и круговоротах замерзшего света. “Никаких графических редакторов, - заверили ребята, - мы гарантируем это”.
Фризлайт - модное фотографическое движение в России. Артем Долгополов и Роман Пальченков - те молодые люди, которые популяризировали это направление, привлекли к нему внимание серьезных музеев и художественных галерей. По наблюдениям мастеров, в каждом, даже самом маленьком российском городе есть небольшая команда фризлайтеров.
|
Световая скульптура Эрика Сталлера |
- Нас всегда спрашивают, есть ли у нас художественное образование, - рассказывает Артем. - Есть, но только у Романа. Этот жанр, по нашему мнению, доступен любому, кто может держать в руках карандаш. Только вместо карандаша у нас фонарик.
Обычно в первый раз не получается, потому что это искусство требует больших навыков ориентирования в пространстве. Но, конечно, есть люди, которые ориентируются интуитивно и сразу представляют, как это должно выглядеть на фотографии. Зачастую, конечно, здесь просто необходим опыт.
Есть закон десяти тысяч часов. Чем бы ты ни занимался десять тысяч часов, через установленный срок ты точно станешь профессионалом. Этот закон действует и в данном случае. Для того, чтобы освоить это направление, нужно очень много практики.
Многие стремятся освоить это направление, требующее фантазии и терпения, но зачастую все сводится к тому, что новообращенные просто пытаются копировать их работы, сетуют авторы.
Как все начиналось?
- Возможность оставлять световые следы на снимках появилась буквально с момента изобретения фотографии, - начинает свой рассказ Артем Долгополов. - Первые серьезные эксперименты с рисованием светом начались в 20-х годах XIX века. Известный художник-модернист Мэн Рей и фотограф Гьен Милли в 40-50-х годах работали в этой технике.
Далее Артем рассказывает историю зарождения искусства, балансирующего на грани живописи и фотографии. Свой, несомненно, интересный рассказ он сопровождает остроумными комментариями и показом легендарных работ.
|
Из серии “Шаман” проекта Freezelight.ru |
Сотрудничавший с известным журналом Life Гьен Милли фотографировал многих известных людей, в числе которых был художник Пабло Пикассо. Однажды он приехал в гости к художнику на его испанскую виллу. В один из вечеров Милли рассказал Пикассо про один любопытный эффект. Он поведал о том, как спортивные врачи и тренеры прикрепляют на коньки фигуристов маленькие фонарики и заставляют их выполнять классические упражнения. Занятия снимаются на фотоаппарат на длинной выдержке, и по траектории огоньков на коньках спортсменов можно было проследить правильность выполнения упражнений. Недолго думая, Пикассо решил опробовать новый для себя эффект, приглушил свет и вооружился фонариком. Этим вечером было создано около 15 работ, после чего художник больше никогда с этим не экспериментировал.
“Эффект назвали Space Drawing - рисование в пространстве, - резюмирует Артем. - Громкое имя модели на снимках и времени, которое прошло с тех пор, сделали эти снимки бесценными. В принципе, что бы ни нарисовал Пикассо, кистью, фонариком или любым другим предметом, все имеет огромную культурную ценность, даже если при создании работ автор не придавал своим действиям никакого значения”.
В 70-е годы эксперименты со светом продолжились. Показателен опыт художников Эрика Сталлера и Дина Чемберлейна, изменивших подход к световой живописи. В их руках, вооруженных разноцветными фонариками и камерой, направление заиграло новыми красками. Черно-белые страницы не способны передать психоделическую палитру произведений названных авторов, творивших во времена повышенной “кислотности” во всех сферах культуры.
|
Артем Долгополов и Роман Пальченков в привычной темноте |
- Художник Эрик Сталлер занимался созданием световых скульптур, - продолжает повествование Артем. - Узнав об интересных свойствах света на фотографиях, он продолжил создавать свои скульптуры, но только с помощью камеры. Все свои фотографии он создал, опираясь на траекторию движения фонариков, прикрепленных к предметам. Всего Сталлер создал около двух десятков таких работ и даже одну из них продал за 10 тысяч долларов - большую сумму по тем временам.
Другой автор, Дин Чемберлейн, подошел к делу с другой стороны. Обычно авторы брали фонарики и, направляя пучок света в камеру, рисовали свои объекты. Чемберлейн, наоборот, светил на поверхности, создавая новые эффекты. Он вооружался огромным количеством разноцветных фонариков и в полной темноте разукрашивал светом все подряд. Раскрашивал таким образом комнаты, рощи и даже небольшие холмы. Он был достаточно известен, и в числе его моделей Боб Дилан, Дюран Дюран, О’Лири.
Последний - изобретатель LSD, на снимке сидит с абсолютно отсутствующим видом посреди комнаты, разукрашенной во все цвета солнечного спектра. Эта психоделическая работа имела особый смысл в те времена, когда LSD еще не был запрещен.
В ходе экспериментов Чемберлейну даже удалось создать целый анимационный клип, который получил награду молодого тогда музыкального телеканала MTV.
Один из вариантов направления - соларграфия. Это довольно нечеткие снимки с множеством параболических светящихся нитей - множественных траекторий небесных светил, снятых в течение нескольких недель, а то и месяцев.
В те времена, рассказывают исследователи старых фотографий Артем и Роман, это был титанический труд. Представьте себе, рисовать в пространстве, не имея возможности сразу видеть следы, оставляемые фонариком-кистью, а потом еще ждать проявки работы и только потом можно было увидеть погрешности. Для этого необходимо было фантастическое терпение.
“У нынешних фотографов, конечно, больше возможностей, - уверены фризлайтеры, - оперируя цифровой камерой, мы можем сразу посмотреть результат”. |