|
Айгерим Бейсенбаева
Блюз должны петь люди, повидавшие жизнь, уверена британская певица Дана Гиллеспи, потому что он о зрелых чувствах и опыте. И ей, несомненно, есть о чем петь.
Живая легенда блюза, она может рассказать о том, как “черная” музыка с плантаций американского “хлопкового пояса” проникла некогда в души бледных чопорных англичан. О духовных поисках и массовых паломничествах в Индию в 60-х, когда уставшие от богемного разгула британские музыканты искали ответы на свои вопросы в речах индийских духовных просветителей.
И, конечно, о самой душе блюза
О блюзе Дана Гиллеспи говорит чувственно и вдохновенно. Без блюза не было бы ни рока, ни джаза, не было бы и музыки группы Jamiroquai, ревниво произносит она добродушным мелодичным голосом.
- Я пришла из мира блюза. Ведь 60-е - это время, когда все музыканты в Лондоне играли блюз: The Rolling Stones, The Beatles, Pink Floyd и многие другие культовые группы.
Это очень честный вид музыки, это голос эмоций, сердца. Я пела когда-то блюз перед буддийскими просветителями, и они мне сказали, что это по-настоящему духовная музыка.
И одно я вам могу сказать точно, если вы идете петь блюз, то вы идете на это не ради денег. Вы поете, потому что любите это больше всего на свете.
В Казахстан Гиллеспи приехала в сопровождении друзей-музыкантов, совместное выступление с которыми она обещала во время своего прошлого визита. “У меня пять замечательных блюзовых музыкантов. Я очень много путешествовала по миру, работала со многими исполнителями в течение моей жизни. И эти пять ребят, по моему мнению, - сливки мировой блюзовой музыки”.
Дана Гиллеспи гастролирует по миру как настоящий посланник блюза. Она посещает множество музыкальных фестивалей по всей Европе, Ближнему Востоку, Индии. Записывается со многими известными музыкантами, и не только на английском языке.
- У меня примерно 12 дисков, записанных на санскрите. Также я много работаю с индийскими музыкантами. Я пою эту музыку в самых разных частях света. Правда, здесь, в Казахстане, я не буду исполнять индийские баджаны, все-таки это музыка для особого слушателя, подготовленного. Поэтому те, кто этого от меня ждет, могут быть слегка разочарованы.
Впервые в Индии я побывала в ранних 70-х. Я восхищалась индийской музыкой, и, помнится, ранее, где-то в середине 60-х, ходила с Джимми Пейджем из Led Zepellin слушать Рави Шанкара.
Конечно, я бы хотела спеть вместе с казахстанскими исполнителями, но пока, к сожалению, ни с кем не знакома.
На днях мы выступали в Астане. В ресторане, где мы ужинали, пела девушка. Я не знаю ее имени, но у нее был просто фантастический голос. Если бы эта девушка встретилась мне где-нибудь в Лондоне, я сказала бы: “Приходи запросто в мою студию и дай мне возможность записать диск для тебя”. Ее чувственный голос ласкает слух - все музыканты были согласны со мной.
- Блюз - элемент “черной” американской культуры, восходящий к негритянскому трудовому фольклору. Как же так вышло, что он стал популярен когда-то в аристократичной Англии?
- Я думаю, что афроамериканцы не хотели, чтобы их культура всегда ассоциировалась с болью, а ведь блюз появился в очень тяжелые времена для них. Когда в вашей жизни много тяжелого труда и совсем нет средств к существованию и под конец дня вы настолько устаете, что голос - это единственное, что у вас остается. И только с помощью пения вы можете немного поднять настроение себе и близким.
В США сегодня есть молодежь, которая поет блюз, но все, что они хотят по-настоящему, - это попасть на MTV. Многие молодые люди приходят в эту индустрию для того, чтобы просто делать деньги. Зачастую музыканты сегодня и не поют сами - за них поет кто-то другой. От них вы никогда не услышите настоящего блюза.
Я думаю, англичане полюбили эту музыку, потому что они по-настоящему поняли душу блюза. Потребовался энтузиазм англичан, чтобы блюз был замечен у себя на родине. Песня Чака Берри Rollover Beethoven, к примеру, стала хитом именно в исполнении группы The Beatles.
|
Один из моих любимых музыкантов Мадди Уотерс, ныне покойный, величайший блюзмен. Когда он приехал в Англию в 1964 году, возле аэропорта его ждал роскошный лимузин. Его доставили в звукозаписывающую студию, где записывались лучшие британские музыканты. Он тогда сказал, что в Америке никто не придавал этой музыке особого значения. Порой нам приходится покидать свою страну и добиваться успеха во всем остальном мире, чтобы вас признали на родине.
И именно благодаря британским музыкантам блюз распространился по всему миру.
Фото Владимира Есикова
Справка “НП”
Дана Гиллеспи (Dana Gillespie) - родилась 30 марта 1949 года в Англии. Будучи дочерью знаменитого трубача, тромбониста и мастера эпатажа Джона Биркса Гиллеспи, с успехом унаследовала творческий талант.
Свой первый диск она записала в 15 лет.
В 60-е она исполняла фолк, в 70-е перешла к року (ее продюсировал Дэвид Боуи), а в 80-е вернулась к своей давней любви - блюзу.
Далее последовало весьма удачное исполнение индийских баджанов.
Дана Гиллеспи имеет на своем счету 60 выпущенных альбомов, в том числе на санскрите под псевдонимом THIRD MAN.
Она обладательница многочисленных наград. Британская блюзовая ассоциация (British Blues Connection) и журнал Blueprint Magazine в знак признания ее таланта назвали Гиллеспи “Лучшей британской блюзовой вокалисткой” в 1992-1996 годах и приняли ее в их Зал славы.
Она успешна не только в музыкальной деятельности, ее увлекают также театр, кино, радио, спорт - она была чемпионкой Британии по водным лыжам среди юниоров. |