|
Наталья Бойко
На сцене театра АРТиШОК прошел премьерный показ спектакля “Бесхребетность, или Вечер для людей с нарушенной осанкой”
Это дипломная работа молодого режиссера Юлии Жигулевой (на фото). Юля - актриса Немецкого театра, известная зрителям по спектаклям “Войцек” и “Кабаре”. Теперь Юлия дебютировала в качестве режиссера.
После окончания учебы по этой специальности два года назад Жигулева поступила в магистратуру. Когда пришло время завершения учебы, в качестве дипломной работы выбрала пьесу немецкого драматурга Ингрид Лаузунд.
В какой-то степени - неслучайно. Дело в том, что знакомство актрисы и драматурга произошло десять лет назад. Тогда Ингрид приезжала в Алматы, чтобы написать и поставить здесь пьесу “Поле чудес”. Премьера состоялась в Немецком театре, а труппа с этим спектаклем, исколесив мир и побывав на различных фестивалях, получила множество призов и наград.
Поэтому, когда Юля Жигулева начала искать пьесу, которую бы ей хотелось поставить, она вспомнила успешного автора. А когда прочла “Бесхребетность”, поняла, что нашла то, что искала.
“Бесхребетность, или Вечер для людей с нарушенной осанкой” - это рассказ о нашей современной жизни в ее порой низменных и абсурдных проявлениях, с которыми человек сталкивается на работе, в коллективе. Это “болезнь” офиса и его обитателей, которые борются за свою карьеру и место - скорее, не под солнцем, а под электрической лампочкой душного офиса.
Чувства немецкого автора близки и нам. Тем более что именно сейчас до нас докатилась волна тимбилдингов и искусственного возвышения культа корпоративного духа, которая давно преобладает в западной системе работы многочисленных коллективов и офисов. На поверку оказывается, что этот корпоративный дух, пронизанный интригами вкупе с хронической усталостью и затравленностью офисных работников, приводит к плачевным последствиям - массовой истерии и выходу наружу скопившегося негатива.
Это больше похоже на театр абсурда. Комедия, над которой можно и плакать, и смеяться. Такой получилась пьеса. Такова зачастую жизненная реальность. Таким получился спектакль, в котором в личностях героев можно узнать типичных представителей офисного коллектива, или террариума, как назвала его сама режиссер.
Это две женщины (актрисы Наташа Дубс, Анастасия Лошманова) и четверо мужчин (актеры Александр Дар, Вячеслав Балашов, Алексей Шнайдер и Тимур Бонданк). Они-то и образуют этот странноватый офис, в котором живут страхом перед шефом.
Время этих людей проходит более в борьбе, чем в работе, - интриги, козни и проявления своего значимого “Я”. У каждого свой характер, свое амплуа: вожак, стерва, интриган, неудачник и забитая неуверенная в себе секретарша. Подобные личности, считает режиссер, есть в каждом коллективе. Сама она играет маленькую эпизодическую роль инструктора по тимбилдингу.
В пьесе каждый персонаж доведен до такого абсурдного вида, что в самые, казалось, печальные моменты зритель заходится хохотом. Да и сам спектакль, герои которого и пляшут, и поют, изображая то корпоративный праздник, а то всеобщую истерию, более напоминает музыкальную комедию. И в этом определенно есть положительный смысл. Через призму иронии еще явственнее проявляется глупость жизненных прототипов и реалий, взятых за основу в спектакле.
Местами постановка казалась слишком затянутой, хотя казалось, все сцены яркие и значительные. Не слишком явственно раскрылась роль стервы и вожака. Хотя, впрочем, это, скорее, недоработка не актеров, блестяще сыгравших свои роли, а самих ролей. Это маленькое “но” никак не испортило впечатлений от самого спектакля. Тем более что на фоне этих героев очень хорошо проявились остальные персонажи.
Неудачник, своей абсурдностью превзошедший остальных, вызывал бурю сменяющихся эмоций. Тимур Бонданк, сыгравший интригана, вообще сделал свою роль яркой и характерной, доведя ее до совершенства. Это первая работа молодого актера, которую я смогла оценить. До этого видела его только в эпизодических ролях.
Ну а о Наташе Дубс и говорить не надо. Надо смотреть. И слушать. Потому как все роли, сыгранные актрисой, неудачными не бывают. К тому же она замечательно танцует и, как выяснилось, поет. Оценку спектаклю в целом можно поставить высокую с надеждой на доработку некоторых ролей.
Но все еще впереди. Спектакль включен в репертуар Немецкого театра на будущую осень. Сама режиссер, скромно улыбаясь, получая цветы и поздравления коллег, светилась от счастья. Что касается творческих планов, то, по ее словам, она пока не собирается бросать актерскую работу, но мечтает поставить спектакль и по собственной пьесе, которую ей хочется написать. Возможно, это будет антрепризная постановка. А пока - “Бесхребетность, или Вечер для людей с нарушенной осанкой” в Немецком театре и работа в том же родном театре. |