|
Юлия Квочкина
Просвещение сквозь творчество
В Центральном выставочном зале города Алматы состоялось открытие персональной выставки Баян Бекеновой, посвященное пятидесятилетию художницы.
На открытие выставки пришло множество посетителей, среди которых были коллеги и родственники юбилярши. Как известно, Б.Бекенова является не только талантливым художником, картины которого зрители могли наблюдать в стенах выставочного зала, но и преподавателем КазНПУ имени Абая. Именно совмещение творчества и учебно-преподавательской практики позволило зрителям по-новому посмотреть как на личность художницы, так и на ее творчество. Экспозиция рассказывает посетителям видение начинающего художника, ее откровения, мечты и художественный поиск истины.
В картинах автора отражены впечатления от суровых будней жителей города, собственных увлекательных поездок, жизненный опыт художницы. Своим энтузиазмом и необычным творчеством Баян Бекенова прививает своим студентам вкус и тягу к творчеству, а также путем философских мыслей в работах заставляет задуматься о жизни и морали буквально каждого посетителя выставки. Ее картины вызывают ощущение неравнодушного отношения к изображенному, что именно данный мотив, запечатленный в картине или в этюде, самый главный в этой жизни. Основной отличительной чертой автора является трепетная манера написания картин, расплывчатое написание с использованием большого количества деталей, тонкой прорисовкой, певучесть линий, мягкость и романтичность.
Цветовая гамма Баян Бекеновой остается очень мягкой, приглушенной, однако путем прорисовки и выделения некоторых деталей создается реалистичное представление полотна. Ее утонченный и женственный стиль остается одной из главных черт ее творчества. Автор очень любит работать с пейзажами, где изображение природы предстает в полной гармонии и совершенстве.
Пейзажи полны реальности, однако романтичная натура автора все же показывает природный мир сквозь призму добра, радости, незабываемых положительных эмоций, которые испытывает сама художница, окунувшись во все природные красоты. Автор призывает нас ценить порой простую и незаметную для простого обывателя красоту полевых цветов, весеннего цветения деревьев. Возможно, поэтому при изучении творчества автора создается такое впечатление, что ты можешь прикоснуться к природе, ощутить запах цветов, погрузиться в то настроение, в котором пребывала художница во время работы над полотном. Баян Бекенова наблюдает природу в разные времена года, сравнивает, анализирует разные ее состояния. Иногда один и тот же мотив может повторяться несколько раз, художница старается разработать для одного и того же сюжета новые приемы художественного выражения, более точно передавая неповторимость того или иного пейзажа. Порой ее творчество схоже с фотографией, ведь автор старается запечатлеть увиденный момент как можно более реалистично. Благодаря картинам Баян Бекеновой зритель получает не только подробно отрисованный объект, а обобщенные образы нашего природного края, дополненные душой и талантом художницы. Например, такие картины, как “Жайлау асы” или “Алма Арасан”, и многие другие картины и этюды, написанные на тему природы, отличает спокойное и мягкое письмо, сдержанное цветовое звучание, мягкий колорит постепенно ослабевающих красок как бы растворяет очертания дальних планов. Возможно, поэтому работы художницы поражают своей одухотворенностью и эмоциональностью. Особенно автора привлекает чарующий вид осени, с эмоциональной окраской, буйством золотых оттенков. Удивительно, что даже при передаче богатейшей цветовой гаммы осенних красок Баян Бекеновой свойственно умеренное и тонкое чутье гармонии. И поэтому в осенних пейзажах стремительность цветового потока сдерживается тончайшими нюансами пастельных тонов. Творчество художницы является сугубо женским, несмотря на то, что не существует как такового гендерного деления, однако именно благодаря женской интуиции, мягкости, утонченности ее картины пленили сердца зрителей, а студентов подтолкнули к творческим подвигам. |